Найти в Дзене
Euro Welder

Почему на танках ИС-3 стали вырезать отверстия в броневых планках подбашенной коробки❓Упущение заводских конструкторов

Пожалуй самым грозным символом конца Великой Отечественной войны и послевоенной "холодной" войны - является советский тяжёлый танк ИС-3, который начал разрабатываться с 1944 года и произвёл шокирующий эффект на руководство Союзных войск, впервые появившись на параде Победы в Берлине 7 сентября 1945 года. Этот легендарный танк, в процессе своего спешного создания, претерпел множество доработок и конструктивных изменений, которые продолжали выявляться солдатами и командирами в процессе эксплуатации уже после окончания его выпуска в 1946 году. Я всегда с трепетом отношусь к военной технике, особенно военного периода. Поэтому при осмотрах заостряю внимание на самых мелких деталях, которые могут "рассказать" о боевых машинах чуть больше, чем, зачастую, неграмотно и "сухо", описывают информационные таблички. Так случилось и в этот раз. На корпусе уже послевоенного "Сталина", покоящегося на заслуженной пенсии во дворике военно-исторического музея города Гомеля Республики Беларусь, я нашёл нес
🙏Приветствую гостей и подписчиков канала Euro Welder - канале о сварке и сварщиках!
🙏Приветствую гостей и подписчиков канала Euro Welder - канале о сварке и сварщиках!

Пожалуй самым грозным символом конца Великой Отечественной войны и послевоенной "холодной" войны - является советский тяжёлый танк ИС-3, который начал разрабатываться с 1944 года и произвёл шокирующий эффект на руководство Союзных войск, впервые появившись на параде Победы в Берлине 7 сентября 1945 года.

Этот легендарный танк, в процессе своего спешного создания, претерпел множество доработок и конструктивных изменений, которые продолжали выявляться солдатами и командирами в процессе эксплуатации уже после окончания его выпуска в 1946 году.

Я всегда с трепетом отношусь к военной технике, особенно военного периода. Поэтому при осмотрах заостряю внимание на самых мелких деталях, которые могут "рассказать" о боевых машинах чуть больше, чем, зачастую, неграмотно и "сухо", описывают информационные таблички.

Так случилось и в этот раз. На корпусе уже послевоенного "Сталина", покоящегося на заслуженной пенсии во дворике военно-исторического музея города Гомеля Республики Беларусь, я нашёл несколько интересных особенностей.

Осмотр башни показал тщательно заваренные сварщиком трещины от брака литья, которые сопровождали практически всю советскую военную технику того периода. И, как видно, даже послевоенного производства (1946 год):

Далее было хорошо заметно попадание, скорее всего, бронебойной пули, выпущенной из противотанкового ружья, которая к пробитию 110-мм кормы башни не привела и навсегда оставила боевой "шрам" на "голове" стальной машины:

Кроме этого "ранения", на башне ИС-3 чётко прослеживались следы от попадания пулевой шрапнели артиллерийского снаряда, что может косвенно указывать на тот факт, что танк проходил полигонные испытания или даже участвовал в реальном боевом конфликте. Например при подавлении Венгерского восстания в 1956 году:

-6

Ещё одним интересным открытием для меня стала отметина, которую я сперва принял за пробитие броневой планки, опоясывающей погон башни танка и защищающей его от пулевого и осколочного попадания.

Вот броневая планка на чертеже:

Броневая планка, защищающая погон башни танка ИС-3
Броневая планка, защищающая погон башни танка ИС-3

Вот так выглядит её фрагмент в реальности:

Фото автора. Броневая планка, защищающая погон башни танка ИС-3
Фото автора. Броневая планка, защищающая погон башни танка ИС-3

Надо сказать, что эту планку приваривали уже на поздних, модернизированных версиях ИС-3, что может служить, как ещё один опознавательный знак между поздними и ранними моделями.

Ранняя модель танка ИС-3, ещё без броневой планки (корпус "теснее")
Ранняя модель танка ИС-3, ещё без броневой планки (корпус "теснее")

При более близком осмотре этого "попадания", стало заметно, что это совсем не оружейное повреждение, а вырезанные с помощью "автогена" или, скорее, бензореза - отверстия, которые находились на обеих бронепланках (и слева и справа):

Для чего же изготавливались эти отверстия сварщиками "кустарно"? Ведь на заводских чертежах это отверстие не указывается.

Дальнейшее моё изучение литературы и архивных данных подтвердили мои догадки. Эти отверстия - дренажные.

Всё дело в том, что при эксплуатации танка в холодное время суток, на подбашенном бронелисте собиралась вода, которая в случае замерзания могла значительно затруднять поворот башни танка или даже вовсе сделать его невозможным. Броневые планки, плотно замкнутые кольцом, не давали воде "уходить".

Именно поэтому на многих танках, силами сварщиков-ремонтников, проплавлялись эти отверстия. Легендарный танк дорабатывался, что называется - на ходу..

Не забудьте оценить статью и подписаться! Спасибо
Не забудьте оценить статью и подписаться! Спасибо