По сути своей, «Помутнение» - квинтэссенция того, что в принципе писал Филип Дик. Несмотря на то, что написан роман был ы 1975-м, и после него Мастер написал еще очень много, именно «Помутнение» можно считать выдержкой всех вещей величайшего визионера от фантастики, как его называли критики и поклонники.
Вообще «Помутнение» - этакий детектив для тех, кто не от мира сего. Но Дик без собственного взгляда под совершенно немыслимым углом на традиционные вещи – и не Дик вовсе, а потому здесь у нас просто крышесносная история.
Если все упростить и не спойлерить особо, то это история, где главный герой Боб Арктор – наркоман со стажем. Он же – тайный агент спецслужб Фред, внедренный в группу наркоманов для того, чтобы следить за этой бандой и особенно – за Бобом Арктором…
Ирония? Да ни разу, это же мрачнуха от Филипа Дика. Представленный в романе мир поделен на две группы людей – на наркоманов и… правильно, тайных агентов различных спецслужб.
Повествование подается нам как от имени Фреда, так и от имени Боба. Это очень… очень атмосферный роман. До самой жути, до умственного затмения мрачный. Это описание того самого липкого ужаса, который поселяется в человеке, если он был причастен ко всей этой пожирающей личности машине. И я не о спецслужбах.
Хотя и представляя их, Дик не удержался от метафоры. Дело в том, что на службе Фреду приходится надевать болтунью – костюм, делающий его неразличимым пятном. Этакий белый шум, в который завернут человек. Метафора в том, что каждый из нас, приходя на работу – не более чем белый шум, безликое существо, винтик в механизме общества.
Стоит упомянуть, что представленное в «Помутнении» действо – это своеобразные «Три товарища» Эриха Марии Ремарка, только с кучей поправок. Роман тоже о потерянном поколении. О ребятах шестидесятых, которые здесь растянулись на несколько десятилетий. О том, что герои не знают, чего им вообще хочется, чего им надо, кого именно им предавать? Главный герой – это Боб? Или всё-таки Фред? Личность разбита вдребезги. Каждой сопереживаешь, каждая честна… Когда мы смотрим на мир через призму личности Фреда – наркоманы нам кажутся мерзкими, тупыми полуживотными. А когда я/мы – Боб, то мы всей своей сутью ненавидим Большого Брата, следящего за нами отовсюду, а людей обязательно надо спасти от этой бездушной машины.
В целом же, наркоманские приходы описаны очень достоверно, но оно и понятно. Сам Дик был легендарен в этом смысле. Здравствуйте, амфетамины, да. Да, с наркотиками в принципе так – ими либо эпатируют, либо избегают, словно их нет вообще. А Дик сумел открыть для читателя те самые двери восприятия, чтобы провести экскурсию по уже измененному сознанию. И так уж вышло, что реальность оказалась страшнее наркоприходов. И когда читатель осознает, почему и наркоманы, и спецагенты безлики, становится по-настоящему жутко. Почему? да потому что стоит просто выглянуть на улицу уже сейчас – вот вам «Помутнение» от Филипа Дика с переносом на нашу реальность. Никакого, даже малейшего намека на чернуху – только жалость и искреннее сочувствие. Когда люди просто хотели уйти от реальности, а их, как играющих на проезжей части детей, одного за другим давила окружающая реальность. Они оглядывались друг на друга, пожимали плечами и продолжали играть…
В «Помутнении» показана как самая страшная сторона эскапизма, так и безликость государственной машины. И какая из этих сторон одной медали более жуткая, решать каждому читателю. Остается лишь констатировать факт, что кроме этих двух сторон, альтернативы-то особо и нет – шанс, что монетка встанет на ребро, когда ее подбросят, практически равен нулю.
Не читавших «Помутнение» любителей фантастики по-настоящему мало, поэтому жду обсуждения в комментариях.
Количество прочитанных произведений автора: 24
Средняя оценка прочитанных произведений (макс. - 10) : 8,75
Место среди всех прочитанных авторов в личном топе: 30
Понравилась статья? Тогда отправляй свой мрачноватый ДОНАТ (значок с сердечком и ладошкой в конце каждой статьи, ПРЯМО ПОД ЭТИМ АБЗАЦЕМ) и подписывайся на канал – у меня тут море интересного, а в планах – еще больше. Всех обнял-приподнял.