Найти тему

ЭДГАР ФОР И КОНЦЕПЦИЯ LIFELONG LEARNING

#lifelonglearning #постоянноеобучение #креативнаяэкономика #креативнаяиндустрия #навыкибудущего #futureskills

В 2002 году Калифорнийский университет присвоил степень бакалавра по направлению «Кино и электронные искусства» 55-летнему студенту. Это был никто иной, как Стивен Спилберг.

А вот еще одна интересная история. Мэри жила в Лондоне. Когда ей исполнилось 56 лет, она прочитала «Войну и мир» и загорелась желанием выучить русский язык. Цель - читать Пушкина и Толстого в оригинале.

В 62 она поступила в Лондонский университет, а в 74 уже защищала докторскую по Грибоедову. Интерес был настолько сильным, что ее даже не остановила стажировка в холодной Москве, для которой пришлось купить шубу.

Если вы думаете, что эти истории где-то далеко и не про нас, то я разрушу этот миф. Кирилл Патрахин, житель Перьми поступил в Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет в 89 лет. Его вдохновила история 100-летней студентки из Англии, которую он услышал по радио еще в 80х.

Сегодня я хотела бы рассказать о концепции постоянного обучения (Lifelong learning) и вместе с вами проследить, чем отличается современное образование от того, каким оно было еще 3 лет назад.

«Впервые в истории человечества образование вовлечено в процесс подготовки людей к жизни в обществе, которое еще не существует».

Эта цитата из доклада «Юнеско» 1972 года. В исполнении Эдгара Фора, министра образования Франции, впервые прозвучала концепция пожизненного обучения.

Суть доклада сводилась к тому, что единственным восполняемым ресурсом, на который может опереться человечество в будущем, являются знания. Только они смогут обеспечить устойчивость в постоянно меняющемся мире. Попросту, мы должны быть готовы постоянно адаптироваться под изменения, а они настолько непредсказуемы, что придется учиться постоянно.

В 70Х, когда большая часть людей относилась к обучению, как к повинности, теорию приняли в штыки и открыто называли педагогической утопией. О докладе стали забывать.

Однако в 1996 году другой французский политик Жак Делор делал новый доклад в «ЮНЕСКО». Он дополнял видение Эдгара Фора, сформулировав 4 столпа концепции lifelong learning (постоянного обучения).

1. Учиться познавать

2. Учиться действовать

3. Учиться жить вместе

4. Учиться жить

Он говорил о том, что обучение должно стать повсеместным и доступным для человека на протяжении всей жизни. Т.е. фокус сместился с детей и подростков на взрослых. Lifelong learning – это концепция пожизненного обучения не только профессиональным навыкам (hard skills), но и так называемым гибким навыкам (soft skills).

  • Поясню, что профессиональные навыки – это навыки, нужны конкретному специалисту (часто технические), чтобы состояться в профессии. Например, продажи для отдела продаж или знание законов страны для юриста.
  • Мягкие – универсальные навыки, которые не зависят от профессии. К таким относятся умение управлять эмоциями, управление временем, личная эффективность, коммуникация и т.д.

НОВАЯ МОДЕЛЬ НАВЫКОВ

Деление на профессиональные и гибкие навыки произошло еще в 80х годах прошлого столетия. Т.е. этой концепции уже 40 лет.

В последние годы все чаще стали говорить о недостаточности такого деления. Появилась потребность обновить подход – ведь мы с вами стали учиться не только прикладным навыкам, чтобы начать что-то делать или делать по-другому. Мы стали учиться мыслить определенным образом и развивать те структуры личности, которым раньше вообще не уделяли внимание, либо считали, что их развитие происходит только в детстве. Например, эмоциональный интеллект или креативное мышление.

Источник: https://futuref.org/futureskills_ru
Источник: https://futuref.org/futureskills_ru

Одну из таких концепций в 2020 году предложили эксперты в области обучения из разных консалтинговых компаний. Она получила название "Навыки будущего".

Они разделили навыки на 3 группы:

1. Контекстные. Узконаправленные. Нужны только в определенных ситуациях.

2. Кроссконтекстные. Не зависят от условий: личная эффективность, управление временем.

3. Экзистенциальные. А вот эта группа нова. Она родилась на волне интереса к личной эффективности и достижениям последних лет в области нейронаук. Речь идет о тех структурах (это не всегда навыки), которые позволяют нам ставить цели и достигать их. Сила воли, осознанность, способность учиться и разучиваться.

Контекстные навыки устаревают очень быстро. Сегодня мы легко меняем сферу деятельности и не привязаны к одной профессии. Кроссконтекстные устаревают десятки лет, а вот с экзистенциальными нам жить всю жизнь.

Сегодня каждый из нас может иметь целый «хвост» из быстро устаревающих навыков, которые были нужны ему на каком-то этапе жизни. И это новая нормальность.

ОБНОВЛЕНИЕ СПИСКА ПРОФЕССИЙ

По этому поводу есть любопытная статистика.

По оценкам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) в следующие 10 лет в России будут сокращены 6 млн человек, а 25 млн должны будут быстро подстраиваться под изменившиеся требования.

Взято в сети Интернет. Рабочие конвейерной линии. Сегодня их заменяют роботизированными машиными.
Взято в сети Интернет. Рабочие конвейерной линии. Сегодня их заменяют роботизированными машиными.

Уйдут такие профессии, как бухгалтер, статистик, корректор, почтальон, курьер и т.д. В этом списке десятки профессий. А вот новые профессии появляются сотнями. Это к слову о скорости изменений.

Они происходят из-за быстро развивающейся робототехники и искусственного интеллекта.

Сферы, где человек пока может чувствовать себя относительно спокойно - занятия, требующие нелинейного мышления.

Особую популярность набирает креативная индустрия. Это самые разные отрасли, в которых продукты и сервисы рождаются на основе интеллектуальной деятельности – придумывания, если упростить. Четкого списка таких индустрий пока нет, но туда входит и образование, и разработка игр, и создание образовательной среды, и благоустройство наших городов и общественных пространств. Это малая часть. Я выделяю ее как ту, к которой я имею непосредственное отношение.

По мнению исследователей, сегодня капитализация креативной индустрии достигает 3 трлн долларов.

ВЕРНЕМСЯ К LIFELONG LEARNING

Фокус последних лет смещается с хорошего образования по профессии на кроссконтекстные и экзистенциальные навыки. Саморазвитие – это возможность оставаться актуальным и готовым к вызовам современного мира.

Как концепция lifelong learning отразилась на практике?

✅ Поменялось отношение к обучению.

Отличительные особенности концепции культуры lifelong learning:

  • Добровольное
  • Часто неформальное (формальное – это специально организованное мероприятие в аудитории с тренером, обучающие книги, уроки, неформальное – научился у других, посмотрел, как делать в Youtube и т.д.)
  • Самостоятельное
  • Мотивация как часть обучения отсутствует – ведь человек обучается из своего собственного желания

✅ Стали появляться бесплатные онлайн-курсы и целые образовательные платформы (инициатива в рамках принципа всеобщей доступности образования).

Сегодня у всех ИТ-гигантов есть свои курсы. Например, У Яндекса – Яндекс Практикум, у Гугла – Гугл-навыки, у Facebook свои курсы по настройке рекламы на платформе. Множество бесплатных курсов в самых разных университетах на образовательной платформе Coursera и Stepik (российский аналог). Теперь никому не составляет труда быстро сменить профессию.

Сегодня возможности постоянного обучения и развития окружают нас повсюду. Мы учимся на онлайн-курсах, много читаем, смотрим просветительские ролики в Youtube. Даже в Тикток я подписана на ряд специалистов. Одни учат фотосъемке, другие – 3D анимации, четвертые – нейрогимнастике.

По данным исследования Edtech Market за 2020 год, общий объем рынка образования к 2030 году составит 10 трлн долларов. Большая часть, по-прежнему - обучение детей и подростков, но рынок образования взрослых тоже впечатляет. Корпоративное обучение, с которым я работаю больше всего, составляет 8% от объема рынка обучения, а это 800 млрд долларов. Lifelong learning, для которого у меня есть несколько школ и приложение – это еще 800 млрд долларов.

-3

Интересны направления развития. По данным того же EdTech Market, большой популярностью у взрослых пользуются иностранные языки. На втором месте – обучение конкретным специальностям. На третьем – корпоративное обучение.

-4

Сегодня не обучаться практически невозможно. Мир меняется с такой скоростью, что даже гаджеты и новые технологии вынуждают нас учиться.

Если статья была вам полезна, прошу вас отметить это лайками. Если вы заняты в области образования, буду рада услышать, как вы подстраиваетесь под изменившийся мир.

Успехов!