Если бы качество фильмов определялось только кассовыми сборами, то Джэймса Кэмерона пришлось бы признать лучшим из режиссёров всех времён и народов. Его фильмы в этом отношении бьют все рекорды всякий раз, когда этот не слишком плодовитый постановщик выпускает на экран очередной жанровый шедевр. Если же рассматривать его фильмы по иным, более придирчивым меркам, то и тогда Кэмерон-постановщик выглядит очень выигрышно даже в самых провальных своих в финансовом отношении проектах.
1981 - «Пиранья 2: Нерест» / Piranha Part Two: The Spawning
Морской курорт ассоциируется с отдыхом и весельем, но не в этом случае. Персонал и гости сталкиваются с неожиданной опасностью – прибрежные воды закишели невесть откуда взявшимися пираньями. Скрыться от кровожадных рыбешёк не получается даже на суше, ведь водные хищницы каким-то образом… научились летать. За спасение людей берутся рядовая работница отеля, её бывший муж (по удачному совпадению – местный полицейский) и один из отдыхающих, который – как выясняется – имеет некоторое отношение к происходящему.
Дебют Джэймса Кэмерона – это вдвойне вторичное кино, не просто сиквел, но продолжение насквозь подражательского по отношению к спилберговским «Челюстям» трэша. Принято считать, что вторые «Пираньи» гораздо хуже первых. Это подтверждается и зрительской оценкой на IMDb. Действительно, крылатые пираньи выглядят очень наивно, да и сама идея кажется бредовой. Но, если оценивать два фильма объективно, нельзя не заметить, что у Кэмерона получились гораздо более проработанные персонажи, куда более складное повествование и в разы более правдоподобные хоррор-сцены (по крайней мере, люди в них пытаются спасаться от опасности, а не сидят истуканами, пока их гложут, как это было в первых «Пираньях»). Кроме того, в «Пираньях 2» есть отлично снятые подводные сцены, много «обнажёнки» и Лэнс Хэнриксен в одной из главных ролей (его фамилия в титрах даже обведена в рамку в начальных титрах, словно зрителям подсказывают обратить внимание на начинающего актёра).
1984 - «Терминатор» / Terminator
В Америку 1984-го года из не столь уж отдалённого будущего прибывают двое. Один – человек с боевым опытом, второй – несокрушимый киборг. У обоих одна цель – молодая официантка Сара Коннор. Но если первый должен защищать женщину, задача второго – уничтожить её, ведь она сыграет важную роль в грядущей войне между людьми и машинами.
По сути, это первая полноценная режиссёрская работа Кэмерона. И оказалось, что предоставленный самому себе, без сильного продюсерского давления, да ещё по самописному (пусть в соавторстве) сценарию, он может даже за небольшие деньги создать жанровый шедевр с лихим драйвом, продвинутыми спецэффектами (которые сейчас, правда, смотрятся наивными и «мультяшными») и при этом – с серьёзными и даже мрачными мыслями, заложенными в основу. «Терминатор» стоил примерно 6 с половиной миллионов, а окупился более, чем в 10 раз. И это перед инвесторами создало Кэмерону такую солидную репутацию создателя хитов, что со спонсированием следующих проектов проблем особых у него уже не возникало (тем более, что репутацию эту он подтверждает и упрочивает почти каждым следующим фильмом).
1986 - «Чужие» / Aliens
Рецепт продолжений фантастических фильмов хорошо известен – ещё больше взрывов, ещё больше пальбы из бластеров и ещё больше космических монстров. И во второй части истории про Эллен Рипли и её взаимоотношения с самым приспособленным к выживанию организмом во вселенной всё это имеется. К счастью, Джэймс Кэмерон (для которого, как и в своё время для Ридли Скотта) крупномасштабный фантастический фильм был всего лишь второй полнометражной работой, только лишь умножением всех задумок Скотта на экране брать не захотел. Он добавил в историю своих фирменных фишек (как, например, насыщенность звукоряда мелкими и запоминающимися шумами), развил образ главной героини (здесь она уже бравая воительница, впрочем, не растерявшая в многолетних блужданиях по космосу материнский инстинкт) и, практически сменил жанр. Поэтому «Чужих» чаще относят к фантастическим боевикам, нежели к фантастическим фильмам ужасов, в отличие от первой части. И это при том, что в них немало страшных сцен, а атмосфера не менее густая, тягучая, пугающая, чем в фильме Скотта.
Получилось гениально! И если у остальных составляющих франшизы находятся настолько резкие ненавистники, что игнорируют их, то первые две части составляют теперь неразрывный дуплет. «Чужих» невозможно воспринимать в отрыве от «Чужого», а тот, в свою очередь, невозможно вспоминать, не удерживая в памяти и то, что у него есть великолепное продолжение. И, как и фильм Ридли Скотта, ленту Джэймса Кэмерона непременно включают в списки «лучших из лучших».
1989 – «Бездна» / The Abyss
После крушения американской подлодки правительство обращается за помощью к работникам глубоководной нефтяной платформы. Они должны доставить к лежащей на дне субмарине отряд военных и спасти выживших, если таковые там остались. Работяги соглашаются, ведь за это им сулят утроенный оклад, но очень быстро жалеют, что ввязались в это дело, ведь оказалось, что подлодка снаряжена атомными боеголовками и военных отправили не спасать выживших, а уничтожить оставшееся. На поверхности тем временем начинается шторм, у главного в отряде вояк постепенно развивается паранойя, да тут ещё к действиям людей начинают проявлять интерес неведомые существа, цивилизация которых обитает где-то в океанической бездне.
Фантастический фильм с ясным антивоенным посылом, как ни странно, провалился в прокате. И это при том, что поклонников у него масса, а противников нет вовсе. Если не считать людей, причастных к съёмкам – производство было таким сложным и нервным, что вспоминать о нём не любят ни актёры (среди которых Эд Харрис, Мэри Элизабет Мастрантонио и Майкл Бин), ни режиссёр (который едва не потонул в процессе). Хорошо хоть, это не отвратило Кэмерона вообще от «водных» фильмов. А так, получается, «Бездна» (использующая, кстати, наработки из «Чужих») послужила своеобразной репетицией к «Титанику». Ну, и стоит сказать, что фильм за прошедшие более, чем 30 лет ничуть не устарел, смотрится с невероятным напряжением и – где нужно – вызывает сентиментальную растроганность не хуже спилберговских шедевров, на которые очень похож.
1991 – «Терминатор 2: Судный день» / Terminator 2: Judgment Day
После провала операции по уничтожению Сары Коннор из 2029-го года в Лос-Анджелес 90-х искусственный интеллект отправляет более совершенный кибер-организм. Задача у робота из «жидкого металла», способного мимикрировать под многие объекты, - уничтожить теперь будущего лидера людей в борьбе с машинами, пока он ещё слишком юн, чтобы суметь постоять за свою жизнь. Следом за модифицированным терминатором марки Т-1000 люди успевают отправить старую модель Т-101, которую перепрограммировали на защиту Джона Коннора.
Эталонный фантастический боевик, который настолько хорош, что часто занимает высокие позиции не только в жанровых рейтингах. Очень динамичный, с революционными для своего времени спецэффектами, «Терминатор 2» хорош атмосферой мрачных ожиданий (при том, что в нём много юмора отменного вкуса), а главное – яркой гуманистической направленностью, что для боевиков – большая редкость. Картина собрала россыпь «технических» «Оскаров» (что для фильмов Кэмерона – норма), а вот художественные его качества американские академики проглядели. Эту несправедливость несколько устранили на MTV, отметив номинациями и наградами весь основной актёрский состав (Арнольда Шварценеггера, Линду Гамильтон, Эдварда Ферлонга, Роберта Патрика), а сам фильм признав лучшим в 1991-м году.
Совершенно неустаревающее кино! Мой 12-летний племянник, которому родители показали «Терминатора – 2», любит приговаривать деланным басом «Джэймс Кэмерон представляет… фильм «Киборг-убийца. Часть вторая»» и ту-думкать врезающуюся в память «лязгающую» мелодию. Ну, в точности так же, как это делали мальчишки в 90-ые.
1994 – «Истинная ложь» / True Lies
Наикрутейший агент некоей секретной спецслужбы выслеживает международных террористов и вмешивается в их коварные планы. Но перед женой он все 15 лет брака строит из себя скромного торговца, для которого даже потеря канцелярской скрепки – большое приключение. Такая «скучная» легенда отрицательно влияет на семейную жизнь – в ней не остаётся место страсти и интриге. И вот Гарри узнаёт, что его драгоценная Элен завела роман на стороне. Сгорающему от ревности спецагенту надо разыскивать вывезенные террористами из Казахстана атомные боеголовки, а он вместо этого начинает широкомасштабную слежку за женой.
В Голливуде любят переснимать французские хиты. И «Истинная ложь» - тот редкий случай, когда ремейк затмил по всем параметрам оригинал. Французская шпионская комедия «Тотальная слежка» - вообще не лучший фильм в творчестве прославленного комедиографа Клода Зиди, а у Джэймса Кэмерона та же история получилась и гораздо смешнее, и увлекательнее, и масштабнее (что как раз не удивительно). За спецэффекты (например, за совершенно умопомрачительные сцены с военным самолётом, умеющим взлетать вертикально) «Истинная ложь» номинировалась на «Оскар».
1997 – «Титаник» / Titanic
С борта российского корабля «Академик Мстислав Келдыш» команда американских исследователей спускаются на дно Атлантики в поисках затонувшего 84 года назад огромного лайнера «Титаник». Но руководителя операции Брока Ловетта интересует не столько легендарное судно, сколько хранящаяся в его сейфе драгоценность – бриллиант «Сердце океана». Однако, при подъёме сейфа оказывается, что кроме размокших бумаг и портрета обнажённой красавицы внутри ничего нет. Неожиданно с разочарованным Ловеттом связывается 100-летняя старушка, которая утверждает, что была на палубе «Титаника» в момент катастрофы. Прибыв на палубу «Келдыша», Роуз Доусон рассказывает исследователям историю любви невесты богатого магната и нищего пассажира корабля, а затем описывает в жутчайших подробностях все этапы гибели «Титаника».
Последний великий американский фильм на сегодняшний день. То есть, отличных, замечательных, прекрасных, гениальных фильмов было много, а вот великих после «Титаника» не припомню (может, напомните?). Писать про него очень сложно, ведь про эту ленту Кэмерона, чётко делящуюся на два жанра (половина – мелодрама, вторая половина - фильм катастроф) выпущено множество статей, книг и видеообзоров. Поэтому напомню только, что «Титаник» фактически спас российскую систему кинопроката, которая в 90-ые годы находилась в бедственном положении. Красочная, сентиментальная и страшная история любви Джэка и Роуз на палубе обречённого судна вновь привела зрителей в кинотеатры. В частности, в Екатеринбурге кинотеатр «Салют» выжил тогда только за счёт «Титаника», который показывался год и 7 месцев, что даже было отмечено книгой рекордов Гиннеса.
Ну, и стоит ещё сказать, что Кэмерон закрыл для игрового кино тему «Титаника». Отныне если кто и возьмётся снимать на эту тему свою версию (а зачем?), то будет непременно делать это с оглядкой на фильм 1997-го года.
2009 – «Аватар» / Avatar
2130-й год. Земляне пытаются организовать добычу уникального полезного ископаемого на далёкой планете Пандора. Крупнейшие залежи расположены, однако, в сакральных для инопланетного народа местах. Чтобы манипулировать местными племенами и заставить их покинуть территории, сулящие большую прибыль, земляне создают «аватаров» - клонированные тела аборигенов, в которые можно загружать сознание человека. Когда один из «пилотов» такого аватара погибает, занять освободившуюся «вакансию» приглашают его брата-близнеца Джэйка Салли. Тот – бывший морпех, сейчас прикованный к инвалидной коляске, - с радостью погружается в это приключение. Но очень быстро Джэйк проникается любовью и уважением к смелому и преклоняющемуся перед природой своей планеты народу На'Ви, а в действиях соплеменников он, наконец, замечает коварство, эгоизм и несправедливость.
Пожалуй, «Аватар» - самый слабый в плане драматургии фильм Джэймса Кэмерона. Даже «Пираньи 2» сценарно оригинальнее и сложнее. И только ленивый не отмечал удивительную схожесть «Аватара» с сюжетами диснеевской «Покахонтас» или «Танцев с волками» Кевина Костнера. Из-за прямолинейности сценария и актёрам играть по-большому счёту в «Аватаре» было нечего, и разве что Сигурни Уивер сумела свою героиню – учёного-ботаника – сыграть хоть сколько-то многогранно. Но благородство идей, заложенных в фильме, его сильный экологический посыл и революционные спецэффекты позволяют закрыть глаза на имеющиеся недостатки.
«Аватар» стал первым в истории фильмом, заработавшем в прокате 3 миллиарда долларов. Это помогло Кэмерону получить арт-бланш на создание сразу 4-х продолжений. Первое из них выйдет в конце этого года, а остальные – с промежутками в два года (таким образом, 5 часть «Аватара» завершит сагу про большеглазых синих инопланетян в 2028-м году).
Смотрите также: все ИСТОРИЧЕСКИЕ фильмы Ридли Скотта