Наверное все вы замечали, что есть в книгах и фильмах отрицательные персонажи, которые, несмотря на все, притягивают наше внимание и вызывают симпатию? В данной статье хотелось бы разобраться, откуда это пошло и как это работает.
Началось все это с сэра Джона Мильтона, английского писателя, творившего в семнадцатом веке, именно он впервые ввел отрицательного персонажа, привлекшего симпатию читателей.
В своей поэме "Потерянный рай" Мильтон рассказал нам в стихах историю о грехопадении Адама и Евы, а также ангельском расколе и предательстве Люцифера.
Как раз Люцифер и есть тот самый романтизированный отрицательный персонаж. Каким образом сэр Джон этого достиг?
До него все антагонисты выполняли определенные функции:
То есть, отрицательный персонаж был нужен лишь затем, чтобы создать силу, противоборствующую главному герою, лучше раскрыть его качества. Антагонист был клиширован, абсолютно лишен уникальности и интересных черт, вызывая у читателя праведный гнев и возмущение.
Однако Люцифер Мильтона не такой, не злой до конца, он сомневается в себе, в своих решениях, в выбранном пути. Он завидует, переживает, боится.
Сэр Джон создал уникальную на то время концепцию чувствующего антагониста, причем наделил его теми эмоциями, что когда-нибудь чувствовал каждый из нас, подсознательно сближая нас с этим персонажем. Люцифер у сэра Джона вызывает понимание, сочувствие читателя!
Его традицию продолжили многие писатели, один из самых известных- его соотечественник, Оскар Уайльд.
В своих произведениях он создал двух похожих персонажей, лорда Генри Уоттона из произведения "Портрет Дориана Грея" и лорда Илингворта из пьесы "Женщина не стоящая внимания"
Однако Уайльд пошел дальше- он создал яркий образ успешности этих персонажей, их особую манеру жизни. Они- богаты, умны, скептичны, циничны, каждая их фраза- цитата.
Разумеется, хотя слова их пропитаны презрением к окружающим, разврата, пошлости. Хотя эти персонажи открыто переступают через социальные нормы, писателю удалось сделать так, что читатель обожает этих персонажей.
Как? Дело здесь в том, что подсознательно многие из нас хотели бы быть похожи на лордов: ставить точку в споре, затыкать собеседника одной лишь колкой фразой, пользоваться успехом в обществе.
Такой образ "рок-звезд", популяризированных, успешных бунтарей и располагает к себе книголюбов.
Есть и в русской литературе человек, создавший безумно привлекательного отрицательного персонажа. Конечно же я говорю и Михаиле Юрьевиче Лермонтове.
Его Печорин из романа "Герой нашего времени"- апогей романтизации отрицательного персонажа в литературе.
Данный персонаж является олицетворением многих пороков, при этом оставаясь привлекательным образом для людей с недостаточно развитым критическим мышлением.
Данный персонаж один их тех, что оказывает наиболее сильное влияние-если герой Джона Мильтона вызывает сочувствие, понимание, персонажи Оскара Уайльда провоцируют в человеческой душе сочувствие, подражание манерам, то Печорин – цельный образ, который вызывает желание быть похожим на него в целом, а не на отдельные качества героя.
С одной стороны, главный герой Лермонтовского романа самоотверженный офицер, который не знает страха, но на этом его положительные качества заканчиваются.
Печорин является дамским угодником, покоряя последних лишь от скуки, а не от возникающих светлых чувств.
В чем опасность Печорина как персонажа- ориентирование. При чтении романа Лермонтова в школе, большинство девочек в Печорина влюбляются, углядев в нем романтика, отвергнутого обществом, а мальчики хотят стать такими же, как он, во многом из-за отношения к нему девочек.
Это своеобразный "Крутой парень не оборачивающийся на взрывы".
В современной культуре традиция романтизировать персонажей прогрессирует, как в литературе, так и в кинематографе. Возьмем ту же "Малифисенту". Вообще-то она злая ведьма, но лента показывает нам ее как непонятую, отвергнутую всему личность, что должно оправдать ее злодеяния.
Как относиться к подобному- решать вам, дорогие читатели. Я считаю, что ничто не может оправдывать откровенно злые поступки, что бы ни произошло до их свершения.
Итак, в сегодняшней статье мы лишь поверхностно поговорили о возникновении отрицательного персонажа, пропустив многих писателей, таких как Булгаков, например, если возникнет интерес- напишу еще одну статью с разбором остальных привлекательных негодяев.