Чтение вслух книг ребенку – это незаменимый опыт, который способствует развитию внимания, слухового восприятия, речи и интеллекта. Многие родители ошибочно полагают, что читать книжки ребенку нужно начинать тогда, когда он уже хорошо понимает речь и говорит сам. Но очень часто оказывается, что 3-4 летний ребенок не хочет слушать книжки, отталкивает их или даже закрывает взрослому рот ладошкой. Чаще так поступают дети с нарушениями речевого развития.
Почему ребенок не хочет слушать книжки?
Вот несколько возможных ответов на этот вопрос.
· У ребенка есть трудности со слуховым восприятием (здесь речь идет не об ушах, а о том, как мозг ребенка справляется или не справляется с обработкой речи)
· Ребенок привык к мультфильмам (планшету, телефону), поэтому неподвижные картинки в книге и чтение вслух его не привлекают
· Ребенку не читали с рождения
Да-да, желательно начинать читать малышу книжки с первых дней его жизни.
Зачем читать ребенку с первых дней жизни?
· Чем больше ребенок будет слышать голос мамы, папы, бабушки или других родственников, тем внимательнее он будет прислушиваться к речи. Это подготовка к тому, чтобы малыш заговорил.
· Чтение вслух – это взаимодействие. Взрослый бессознательно подстраивает темп чтения, громкость, интонации под реакции ребенка. Конечно, пока малыш реагирует не на содержание книжки, а на изменения вашего голоса, но это тоже очень важный процесс.
· Ребенок будет воспринимать книгу, как источник удовольствия.
Что понимает ваш ребенок, когда вы ему читате?
Чем младше ребенок, тем больше он реагирует на интонации и ритм вашей речи. Еще во время внутриутробной жизни дети знакомятся с интонационно-ритмической структурой родного языка, потому что слышат голос мамы. Больше всего дети обращают внимание на вопросительные интонации и ударные слоги в словах.
Если вы выбираете книгу для чтения вслух младенцу – картинки не важны. Нужен такой текст, который вы будете читать ритмично, используя разнообразные интонации.
«Разве это великан?
(Ха-ха ха!)
Это просто таракан!
(Ха-ха-ха!)
Таракан, таракан, таракашечка,
Жидконогая козявочка — букашечка.
Корней Иванович Чуковский на этом этапе по-прежнему вне конкуренции. Не нужно обладать актерскими данными, чтобы прочесть такие стихи ярко и выразительно.
Ближе к году можно не только читать вслух, но и рассматривать вместе с ребенком картинки в книжке. Чем лучше ребенок понимает речь, чем обширнее становится его пассивный словарный запас, тем больше внимания он уделяет содержанию книжки, а не только ритму и интонации.
Когда вы заметите, что ребенок рассматривает картинки, начинайте предлагать ему книжки, в которых много картинок и мало текста. Не обязательно читать подписи под картинками. Вы можете следить за взглядом ребенка и описывать то, на что он смотрит.
К стихам вы тоже еще вернетесь уже на новом уровне и ребенок с огромным удовольствием будет слушать и по-новому воспринимать уже знакомые тексты.
Чтение ребенку книг с первых дней жизни создает фундамент для грамотной речи в будущем.
Автор: Виктория Леонидовна Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, логопед, специалист по сенсорной интеграции и коммуникативному развитию детей, спикер международных форумов, автор книг и статей, руководитель клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз».
Подписывайтесь на канал и ставьте палец вверх!