Найти тему
ЗЕЛО

Чудо Георгия о матери драконов

Мы привыкли к образу Георгия, побеждающего змея, — встречаем его на каждой копейке. Между тем, он складывается только в начале второго тысячелетия. Какого пола змей? Что он обозначает и почему Георгий с ним борется? О неожиданных поворотах в истории иконографии змееборца рассказывает Сергей Кругликов, автор youtube-канала о визуальной культуре "Таким образом".

Чудо Георгия о змие – один из самых распространенных и узнаваемых сюжетов в христианской иконографии. Он, очевидно, наследует древним архетипическим историям о герое-змееборце: скажем, об Аполлоне, убивающем Пифона или Геракле – Лирнейскую Гидру, а также образам загадочного Фракийского всадника, египетских богов – Сета, пронзающего змея Апопа, и Гора, убивающего Сета в виде крокодила, и т.д.

Тем не менее, привычная иконография Георгия-змееборца складывается достаточно поздно – не ранее XI-XII в., причем не в больших центрах, а ближе к народной среде. Этим, в честности, объясняется отсутствие икон и росписей на этот сюжет в соборах Московского Кремля (и вообще больших соборов – за одним исключением), где, вполне сообразуясь с византийским обычаем, святой Георгий изображался как воин или мученик – в рост или поясно. [1]

Георгий Святой. Икона. Успенский собор Московского Кремля. XII в.
Георгий Святой. Икона. Успенский собор Московского Кремля. XII в.

Кроме того, в христианской традиции есть множество святых-змееборцев – Феодор Тирон, Феодор Стратилат, Архангел Михаил, святой Патрик (по-православному – Патрикий), – но именно Георгий становится змееборцем по преимуществу. Логика этого выбора вполне может быть транслирована из этимологии имени святого: Георгий – означает «земледелец». И действительно, на Руси он и почитался преимущественно как покровитель земледельцев и скотоводов. [2, 99] На «Юрия весеннего» выгоняли скот в поле, предварительно собрав стадо перед образом святого [3, 443], а также, в зависимости от региона, проводили те или иные земледельческие обряды – от вспахивания первой борозды – до смотра посевов. В черноземных регионах было принято «окликать» Георгия следующей песней-молитвой:

Юрий, вставай рано – отмыкай землю,
Выпускай росу на теплое лето,
На буйное жито –
На ядренистое, на колосистое.

Максимов С. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.: 1903 c.447

Не случайно и крестьянский выход был привязан именно к Юрьеву дню, только уже Осененному – когда завершался цикл сельскохозяйственных работ.


Тем самым, образ святого в народных верованиях и фольклоре трансформировался в типический образ солярного героя, мужского начала, которое побеждает или обуздывает хтоническое, земельное женское начало. Этот мотив проявляется одновременно – и в сказочной природе освобождения царевны от дракона, живущего в воде, и в самой победе над драконом.

Чудо Георгия о змие. Конец XV — начало XVI вв. ГТГ
Чудо Георгия о змие. Конец XV — начало XVI вв. ГТГ

Однако это условно гендерное распределение ролей, в сущности, не имело бы никакого значения, если бы рассмотрение этого сюжета касалось только православной иконографии, в которой змей монструозен сам по себе, вне половой принадлежности. Однако дело в том, что западная традиция изображения Чуда о змие, по всей видимости, под влиянием общего ренессансного увлечения буквально истолкованным герметизмом и естественной магией, в которых земля, вода, феминность и монструозные змеи – суть образы одного порядка, вырабатывает новый канон в изображении этого сюжета.

На миниатюре во французском Часослове XV века мы видим, что дракон – очевидно, самка, причем ее поза позволяет прочитывать всю сцену в смысле борьбы с грехом похоти. Это, к слову, вполне совпадало с западной традицией этимологии имени «Георгий», как она дана в Золотой Легенде Иакова Ворагинского – Георгий – борец со страстями, тот, кто «возделывает плоть». [4, 344] Однако и в другом варианте иконографии, в котором нет и намека на сексуальных характер сцены, дракон все равно скорее является самкой – на что намекают фигуры змеиных детенышей. Есть так же и синтетический вариант этих образов – его мы видим на картине Леонарда Бека. (Подробнее о котором, равно как и об истории святого Георгия – в видео на канале Таким образом)

Леонард Бек, пер.пол. XV в. Музей Истории Искусств (Вена)
Леонард Бек, пер.пол. XV в. Музей Истории Искусств (Вена)

Смысл изображения очевиден: Георгий, пронзающий змея и ее детеныша – это победа над язычеством и грехом. Однако, вне символического плана подобное изображение отдает жестоким обращением с животными, что, в сущности, противоречит духу христианского благовестия. Возможно, именно поэтому уже в XXI в Греции появляется православная икона, безусловно, отвечающая на западные образы: икона Георгия Милостивого, не только не убившего дракона, но и кормящего его (или все-таки ее) детенышей.

Святой Георгий. Икона, Греция, ХХI век
Святой Георгий. Икона, Греция, ХХI век

Конечно, здесь мы наблюдаем обратную ситуацию – икона лишена даже аллегорического плана, однако, исполнена сострадания к твари – черты, безусловно, близкой православному преданию, – стремясь встать в один ряд, например, с образами святого Сергия или святого Серафима, отдающих медведю последнюю корку хлеба.

Сергий Радонежский кормит медведя, фрагмент, XVII в., Музей им. Андрея Рублева
Сергий Радонежский кормит медведя, фрагмент, XVII в., Музей им. Андрея Рублева

К слову, В.В. Розанов сто лет назад сетовал, что не может приобрести икону святого, на которой будут «и медведь и сосны».[5, 119] Любопытно, начнут ли отказываться покупать иконы с Георгием, если на них не будет кормления драконов?

Что читать?

  1. Иаков Ворагинский. Золотая легенда. Т.1. М.: Издательство Францисканцев, 2017.
  2. Розанов В.В. В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994