Налоговая проверка 10-15 лет назад и сейчас - это два совершенно разных мероприятия.
Устаревшее понимание этого процесса приводит руководителей к ошибочным решениям, а компании к большим потерям.
Как было раньше❓
В рамках выездной проверки инспекторы размещались в офисе компании и начинали анализировать кипы бумажных документов.
Среднее количество запросов на документы в рамках одной проверки равнялось 30-40 требованиям, а количество найденных нарушений напрямую зависело от квалификации инспекторов и кропотливости их ручного труда.
Часто проведя несколько месяцев в офисе компании и не найдя никаких существенных нарушений, инспекторы предлагали главному бухгалтеру "сдать" добровольно несколько мелких нарушений, чтобы завершить проверку не с пустым актом и перестать напрягать компанию своим присутствием.
Подготовиться к проверке заранее инспекции не имели возможности, равно как и не имели никаких автоматизированных инструментов для помощи в этом процессе.
Зато бухгалтерии компании, получив требование на конкретные документы, имели возможность быстренько связаться с контрагентом и внести в документы нужные синхронные исправления.
Получить информацию об отражении сделки в налоговом учёте контрагента компании инспекция могла только путем отправки запроса на "встречную" проверку в инспекцию контрагента, на получение ответа по которому уходила не одна неделя.
Как происходит сейчас❓
90% информации о предполагаемых нарушениях инспекторы получают до начала проверки в автоматическом режиме - из специализированных баз данных.
По нажатию одной кнопки инспекторы, в частности, могут увидеть следующую информацию:
- какой из контрагентов Вашей компании не заплатил НДС по сделке, не сдал отчётность, ликвидировался, какое количество персонала и активов он имел на момент сделки,
- кто является учредителем/директором любой действующей или ликвидированной компании, как эти лица связаны с иными компаниями и их учредителями/директорами.
Всю эту информацию инспекторы изучают теперь не в ходе проверки, а до неё (в ходе предпроверочного анализа). И делают это для того, чтобы принять решение, стоит ли назначать проверку по конкретной компании.
Основная тема проверок для компаний, работающих с НДС, - это вычеты НДС по сделкам с недобросовестными поставщиками и подрядчиками (они же "технические" компании).
Для компаний, работающих на УСН и иных льготных режимах налогообложения, основная тема проверок - это, так называемое, "дробление бизнеса" - использование нескольких юридических лиц или ИП в целях применения упрощенных режимов налогообложения и пониженных ставок налогов.
80-90% информации и по первой, и по второй теме инспекторы, повторимся, получают автоматически, для этого им не нужно ни назначать, ни проводить проверку.
♻️Таким образом, основное отличие современных проверок заключается в том, что если Вам назначили выездную проверку, то это означает, что инспекторы уже имеют на руках 80% информации о совершенных компанией нарушениях, и эти нарушения были совершены на внушительную сумму, ради которой имеет смысл проводить проверку.
В противном случае (если сумма предполагаемых нарушений, по данным системы, мала, или у инспекторов нет достаточной уверенности относительно того, что они смогут по итогам проверки доказать нарушения) выездная проверка в Вашу компанию не придёт. В этом случае Вас будут склонять к добровольной доплате налогов менее трудозатратными для инспекции методами - вызывая в инспекцию на комиссии и применяя методы психологического давления.
🔱Стратегическая задача ФНС, озвученная ее руководством на ближайшие годы, - это сокращение количества трудозатратных выездных проверок и увеличение обьема налогов, доплачиваемых компаниями "добровольно" по итогам рабочих встреч с инспекциями на допроверочной стадии.
В таком подходе ФНС есть и плюсы, и минусы для компаний. Те компании, которые своевременно поймут новые "правила игры" и будут правильно использовать плюсы ситуации, имеют все шансы свести свои возможные потери от налоговых претензий к минимуму или нулю.
Что это за "правила игры"❓
Вы будете удивлены, но большая их часть лежит совсем не в поле налогового права, а в поле психологии.
🟩5 наших советов мудрому руководителю, как переиграть налоговую инспекцию по новым правилам игры:
1️⃣ Если Вас вызвали в налоговую инспекцию с размытой формулировкой из серии "для дачи пояснений относительно ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким риском", то
а) надо обязательно идти!
И желательно не переносить и не отдалять встречу (время играет против Вас, в Ваших интересах как можно быстрее выяснить, что стало предметом интереса инспекции и каков масштаб этого),
б) надо идти, по возможности, самому
(при умении грамотно вести беседу так у Вас намного больше шансов выяснить у инспекторов как можно больше полезной непротокольной информации, чем с сопровождением адвокатов, при появлении которых инспекторы сразу займут агрессивную позицию).
2️⃣Придя на вызов в инспекцию, надо держать в голове, что Ваша главная задача - выяснить у инспекторов как можно больше информации, самому не сообщив при этом ничего существенного.
Рабочая встреча (комиссия) - не допрос, у Вас нет обязанности отвечать на вопросы инспекции в рамках этого мероприятия, поэтому на все вопросы надо улыбаться, отшучиваться, вежливо обещать всё проверить и сообщить позднее. Не забывая при этом спрашивать важные для себя детали у инспекторов: а директора контрагента уже вызывали? Неужели проигнорировал? Ах, редиска, нехороший человек.. А на требование ответил? А декларацию сдал? Инспекторы тоже люди и любят приятные беседы).
3️⃣По итогам встречи Вашей компании будет предложено добровольно доплатить налог по операциям, которые налоговые органы сочли сомнительными.
Незамедлительно в инспекции озвучивать решение о том, будет ли компания добровольно доплачивать налог, не нужно, даже, если решение уже понятно Вам!
Во-первых, сама инспекция после проведения рабочей встречи дает компания срок на принятие такого решения (обычно 7-10 дней).
Во-вторых, для принятия правильного решения всё же следует изучить более подробно имеющиеся у Вас по спорным сделкам документы и факты.
В-третьих, своё решение (причём как положительное, так и отрицательное!) нужно обязательно грамотно оформить перед тем, как озвучить его инспекции, чтобы впоследствии проверяющие не смогли его использовать против Вас (такие случаи весьма распространены).
4️⃣Ключевой момент "игры" для компании- это принять правильное решение относительно того, стоит ли доплачивать какую-то сумму налогов добровольно, по предложению инспекции.
У руководителей на этом этапе обычно возникает много разумных вопросов:
1. Если заплатить, сколько попросила налоговая, даст ли это гарантию, что выездной проверки в компании не будет?
2. Если не заплатить, обязательно ли придёт выездная, и когда это случится?
3. А, может быть, можно заплатить, но не всю запрошенную сумму, а поменьше, например, половину?
4. А если все - таки не платить, то как отказать налоговому органу так, чтобы "не ссориться" с ним?
➡️Алгоритм принятия решения, платить или не платить добровольно, был подробно описан нами в статье "ЗАПЛАТИТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬ: СТОИТ ЛИ СОГЛАШАТЬСЯ, ЕСЛИ НАЛОГОВАЯ ПРЕДЛАГАЕТ ДОБРОВОЛЬНО ДОПЛАТИТЬ НАЛОГ".
Здесь отметим, что в каждой конкретной ситуации при принятии решения должна учитываться, как минимум, сумма запрошенной налоговиками доплаты (дотягивает ли она до уровня, из-за которого в Вашем субъекте проводят выездные проверки), степень" недобросовестности" контрагентов и количество и качество имеющихся у Вас по ним документов (если речь идет о вычетах НДС), возможность быстро восстановить /получить недостающие документы или устранить недостатки структуры бизнеса (если речь идет о проблеме" дробления").
Правильный анализ всех вышеперечисленных факторов должен в идеале приводить компанию к решению, при котором она, заплатив добровольно минимальную или нулевую сумму, избавит себя также от последующей выездной проверки и иных неблагоприятных последствий от проверяющих.
♣️В этом, собственно, и состоит основной плюс для компаний от нового подхода ФНС - возможность заранее знать масштаб претензий и влиять на вероятность их наступления своими действиями.
5️⃣И согласие, и отказ от добровольной доплаты налога должны быть обязательно оформлены письменно и включать позицию компании по взаимодействию со спорным контрагентом (или иному основанию, по которому предложено доплатить налог).
То есть просто написать и отправить в инспекцию ответ "компания будет доплачивать" или "компания не будет доплачивать" недостаточно.
Отказ от добровольной доплаты рекомендуется оформлять так, чтобы прямой отказ в нем не содержался.
Как это? В нашей практике это называется "Письмо без ответа".
В рамках данного способа предоставления ответа на ранее выданное проверяющими предложение о доплате налога, компания готовит и отправляет в налоговую инспекцию письмо, в котором подробно описывает все имеющиеся у неё по спорным сделкам документы, а также иные факты, подтверждающие, что сделка была реальна, а компания вела себя добросовестно.
Завершается такое письмо "ничем" - то есть оно не содержит в себе основного вывода и решения компании о том, будет ли она добровольно уплачивать налог.
При этом инспекторы оказываются полностью проинформированными о том, что а) компания в курсе последней практики разрешения подобных споров, и того, какие документы у неё должны быть, б) у компании есть необходимые документы и доказательства по конкретным сделкам, в) компания не готова по первому слову проверяющих платить дополнительные деньги. При этом формально компания не заявляет отказа от доплаты и не противоречит инспекции.
Согласие добровольно доплатить налог должно обязательно содержать указание на мотив Вашего такого решения.
И мотив этот должен быть далек от того, что Вы признаете свою вину во взаимодействии с недобросовестным контрагентом, и поэтому решили заплатить.
Озвучивание подобного мотива или отсутствие указания на мотив Вашего решения, очень вероятно, приведёт к тому, что у Вас состоится, несмотря на добровольную доплату, выездная проверка, и факт добровольной доплаты станет одним из аргументов налоговой инспекции в доказывании преднамеренности и умышленности Ваших действий по работе с "плохим" поставщиком (приходилось видеть такие акты проверок).
🛠️⚒️Все необходимые инструменты для взаимодействия с налоговыми органами по описанным алгоритмам Вы можете приобрести у нас, обратившись по электронной почте 📩info@upravnalog.ru:
✅Пошаговый алгоритм принятия решения о целесообразности добровольной доплаты налога по предложению налогового органа;
✅Ответ на Протокол заседания рабочей группы (комиссии), содержащий грамотное согласие доплатить добровольно налоги по предложению налоговиков (да-да, согласие доплатить тоже нужно обязательно грамотно оформлять, чтобы оно не было потом использовано против Вас же с посылом, что Вы сами признались в правонарушении!),
✅Ответ на Протокол заседания рабочей группы (комиссии), содержащий грамотный отказ доплатить добровольно налоги по предложению налоговиков (то самое "Письмо без ответа", которое уже известно нашим подписчикам),
✅Регламент, содержащий подробные инструкции, как следует себя вести сотрудникам компании во время налоговых проверок, допросов, выемок и прочих событий, которые случаются в жизни компании, но мало кто оказывается к ним заранее подготовлен.
Документ позволяет заранее "раздать все роли": кому что делать можно и нужно, что нельзя, с кем что нужно согласовывать и как себя вести.
+ содержит в качестве приложения Перечень типовых вопросов, используемых налоговиками при проведении допросов