Найти в Дзене
СВОЛО

Неужели эврика?!.

Я, кажется, понял, как Маяковский дошёл до жизни такой, что принялся сочинять стихи для рекламы. Разочарование к началу ХХ века приобрело такую беспрецедентную глубину, что началась как бы новая эра в неприкладном искусстве, эра корёжения натуроподобия и всего общепринятого. Когда-то говорили, что эра эта подгадала прийти к последнему кризису капитализма, империалистическому с того мировой войной, и это – эта эра – чуяла. Как я прочёл где-то: после Ван Гога стало стыдно заглаживать мазки. Футуризм был в принципе искусством не разочарования, а очарования, очарования прогрессом. Но разрушительные тенденции эры корёжения натуроподобия повлияли на футуристов. Они оказались очень чувствительными людьми. И чувствительность заставила их заметить, что прогресс имеет отрицательные стороны. Лес рубят – щепки летят. И… Они как бы закусив губу до боли, прогресс славили. А эта боль изливалась – да! – тоже корёжением натуры и правил. И одно из правил было такое: «До сих пор силлабо-тоническое стихос

Я, кажется, понял, как Маяковский дошёл до жизни такой, что принялся сочинять стихи для рекламы.

Разочарование к началу ХХ века приобрело такую беспрецедентную глубину, что началась как бы новая эра в неприкладном искусстве, эра корёжения натуроподобия и всего общепринятого. Когда-то говорили, что эра эта подгадала прийти к последнему кризису капитализма, империалистическому с того мировой войной, и это – эта эра – чуяла. Как я прочёл где-то: после Ван Гога стало стыдно заглаживать мазки.

Футуризм был в принципе искусством не разочарования, а очарования, очарования прогрессом. Но разрушительные тенденции эры корёжения натуроподобия повлияли на футуристов. Они оказались очень чувствительными людьми. И чувствительность заставила их заметить, что прогресс имеет отрицательные стороны. Лес рубят – щепки летят. И… Они как бы закусив губу до боли, прогресс славили. А эта боль изливалась – да! – тоже корёжением натуры и правил.

И одно из правил было такое:

«До сих пор силлабо-тоническое стихосложение является ведущим в отечественной поэзии» (https://school-science.ru/6/10/37165).

Так взорвать его! – решил Маяковский. И перешёл на тоническое стихосложение (одинаковое число ударений в каждой строке).

Все кричат: «Молодец! Это образ революции!». И для Маяковского и правда прогрессом была социалистическая революция.

Так социалистическая, а не… А какой та оказалась?

Что такое настоящий социализм? – Это ежедневное увеличение самодеятельности (на местах, а в масштабе страны – по Прудону – федерация федераций) за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения самого государства, что означит приход коммунизма.

Что же случилось через несколько месяцев после Октябрьской революции? – Гражданская война. И пошёл откат – через централизацию – от курса настоящего социализма. Это те самые щепки. И – боль закушенной губы – тоническое стихосложение.

Это озарение мне открылось от чтения у себя же следующих слов:

«Так если у коллективистов-тоталитаристов “Язык постепенно начинает присваивать область поступков. Слово становится делом… (Айзенберг. http://www.vavilon.ru/texts/aizenberg/aizenberg6-1.html)».

А зарождавшийся тоталитаризм имел очень глубокие корни (не только оборону от капитализма, разозлившегося из-за поражения в России).

«Мечта о создании "нового человека", то есть человека принципиально нового, небывалого, "гостя из будущего", о кардинальной переделке всего общества, общественного быта, культуры, языка и т.п., включая саму человеческую природу [с неизжитым звериным эгоизмом], выдавала гипотетический механизм построения прежде невиданного - бесклассового, справедливого, уравненного, изобильного, сплоченного, коллективистского общества трудящихся. С кого же еще начинать создание нового общества и новой человеческой популяции, как не с детей? Кроме того, возрастное "детство" человека ассоциировалось с политическим "детством" советского общества и коммунистической цивилизации в целом, с начальным этапом принципиально нового исторического пути не только России, ставшей Советским Союзом, но и всего человечества, стоящего, как казалось, на пороге мировой революции» (https://ecsocman.hse.ru/data/2011/01/11/1214866949/Kondakov.pdf).

Относясь к людям как к детям и учитывая, что с национализированной промышленностью конкурируют частники (НЭП же), стоит рекламировать продукцию госпредприятий. Хорошо платить за рекламу.

Но Маяковский изменил бы себе, если б шкурничал. Он ещё и говорил «фэ» курсу на централизацию: хоть бы вот этим тоническим стихосложением. Да ещё и ломкой строки. Да ещё и насмешкой-гиперболой.

И так далее. (Сам конструктивизм своими ужасностями {чертёжностью, геометричностью,

-2

отсутствием светотени} «говорит» подсознательное «фэ» централизму, маскируясь под новое и умность.) Можно не продолжать. Разве что заметить, что сознанию идеал анархии, федерации федераций (общественного устройства, предполагающегося при коммунизме) Маяковского дан не был. А в сознании была польза советской всё же власти, своей пусть и с изъянами. И куда дойдёшь по дороге пользы? Когда двузначность художественности (наличия подсознательного идеала) прячется за однозначность…

«Возглавлявшая уже длительное время Главполитпросвет Крупская обобщила свои наблюдения над советской <…> литературой, понимаемой как "могущественное орудие коммунистического воспитания". Теоретик и практик коммунистической педагогики на рубеже 1920-хи 1930-х гг. пришла к тяжелым выводам относительно вреда, который приносит литературе ее художественность: "Классовый враг использует художественность в своих целях, художественность не уменьшает, а увеличивает вред такой книги. Нам не нужна книга, искажающая действительность, дающая неверные ориентиры"» (Там же).

Верные – централизм. А насмешка над ним (тоническим стихосложением и т.д.) даёт неверные ориентиры.

Подсознательный идеал анархии, не будучи дан сознанию, заставлял Маяковского художественность предавать тоже, что в глубине души его мучило. Из-за чего он, может, и застрелился.

8 февраля 2022 г.