Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

В прорыв идёт швейцарская пехота

Папа, а кто эти бородатые парни с пиками, готовые убивать за 4 гульдена и кувшин вина?

- Это швейцарские наемники, сынок!

Предлагаю поговорить о швейцарских наёмных войсках. Сегодня это те самые парни в необычной форме, которые составляют гвардию Папского престола в Ватикане. Но несмотря на немного комичный вид, у этих солдат довольно богатое боевое прошлое…

Впервые я встретился с ними на страницах книги "Двадцать лет спустя". Несмотря на с детства назубок выученный фильм "Три мушкетёра", книга с таким названием у нас дома появилась позже, чем вторая часть 52го года выпуска, в которой встречались такие необычно написанные слова как - "чорт" и "итти". Вот такой в ней был эпизод из главы "Сила и ум":

"– Здравствуйте, приятель, – сказал д’Артаньян самым любезным и мягким тоном.

– Допрый вечер, сутарь, – ответил солдат с ужасным акцентом.

– Вам, кажется, не очень тепло? – спросил д’Артаньян.

– Брр, – был ответ швейцарца.

– Я думаю, стаканчик вина доставил бы вам удовольствие?

– Стаканшик вина? Я пы от нефо не откасался.

– Рыба клюет! Рыба клюет! – прошептал д’Артаньян Портосу.

– Понимаю, – сказал Портос.

– У меня здесь есть бутылочка вина, – продолжал д’Артаньян.

– Путылочка?

– Да.

– Полная путылка?

– Полная, и она – ваша, если вы согласны выпить ее за мое здоровье.

– Э-э, – сказал солдат, приближаясь к окну, – я ошень пы хотел.

– Так берите бутылку, мой друг, – сказал д’Артаньян.

– С утофольстфием. Здесь, кашется, есть скамейка.

– Да, словно нарочно для этого поставлена. Влезайте на нее... Так, отлично, друг мой.

И д’Артаньян кашлянул.

В ту же минуту Портос, быстрее молнии, протянул руку, словно железными тисками схватил швейцарца за горло, поднял его, втащил в отверстие, чуть не содрав с него кожу по дороге, и опустил его на пол у ног д’Артаньяна, который, дав солдату только вздохнуть, тотчас же заткнул ему рот своим шарфом и принялся раздевать его с ловкостью и быстротой человека, научившегося этому делу на поле битвы..."

А. Дюма. "Двадцать лет спустя".

-2

Несмотря на немного иронично-глуповатый облик швейцарского гвардейца, которого так выставил автор(предполагаю что так было сделано показать конкурентов мушкетёров-французов с которыми они вместе несли общие обязанности) выходцы из Альпийских гор к тому времени уже более двухсот лет нанимались и служили различным европейским государям.

"...Стал виден поезд, приближающийся к Сен-Готарду. На открытой площадке последнего вагона стоял Ипполит Матвеевич Воробьянинов в белых брюках и курил сигару. Эдельвейсы тихо падали на его голову, снова украшенную блестящей алюминиевой сединой. Ипполит Матвеевич катил в Эдем..."

Двенадцать стульев.

Навряд ли вышеупомянутый незадачливый авантюрист гражданин Воробьянинов подозревал, что через перевал Сен-Готард, к которому он так стремился в мечтах, в средние века шёл торговый путь из Средиземноморья в Центральную Европу. Значение этого пути было настолько велико, что германский король Фридрих II вывел находившиеся рядом долины Ури, Швиц и Граубюнден из подчинения местных князей. Однако с приходом на престол Священной Римской империи Габсбургов население этих долин, опасаясь притеснения со стороны этой династии, заключили военный договор. Он был подписан 1 августа 1291 года и объединил в федерацию Ури, Швиц и Унтервальден.

Сен-Готард.

-3

Опасения союзников были не напрасны—Габсбурги неоднократно пытались присоединить их земли с помощью военной силы, однако неизменно терпели поражения. Битва при Моргартене 15 ноября 1315 года между ополчением Швейцарского союза и австрийскими войсками Габсбургов показала полнейшую неэффективность рыцарской конницы в горных районах и стала одним из первых сражений в средневековой истории, где пехота одержала убедительную победу над тяжеловооружёнными конными рыцарями.

Австрийские войска насчитывали до 9000 воинов, из них около 2000 всадников. Против наступавших австрийцев кантон Швиц выставил лишь 1300 человек, к которым присоединились вспомогательные отряды кантонов Ури(300 воинов)и Унтервальден(100 воинов). Ополченцы устроив засаду и тактически используя особенности местности уничтожили около 2000 австрийцев, главным образом рыцарей. Потери швейцарцев были минимальны.

Иоганн из Винтертура, хронист того времени, писал об этой битве так:

"Это была не битва, людей герцога Леопольда просто резали как скот; горцы убивали их, как овец на бойне. Никто не оказывал сопротивления, но все до последнего, без всяких различий, были перебиты. Ярость конфедератов была столь велика, что отряды австрийской пехоты, видя, как храбрейшие рыцари падают беспомощными, в панике бросались в озеро, предпочитая сгинуть в его водах, нежели пасть жертвой ярости своих врагов."

-4

В битве при Земпахе 9 июля 1386года, по легенде, ключевую роль в победе сыграл швейцарский рыцарь Арнольд фон Винкельрид, который с криком:

"Я открою вам проход, а вы позаботьтесь о моей жене и детях!" — бросился на острия австрийских пик, увлекая их к земле своим телом и открывая возможность швейцарцам для атаки...

Разгром при Земпахе заставил Габсбургов признать фактическую независимость Швейцарского союза.

-5

Города, вошедшие в состав Швейцарского союза, со временем получали статус вольных городов, то есть становились самостоятельными образованиями в составе Священной Римской империи. Эти города скупали земли местных обедневших аристократов и постепенно превращались в крупных землевладельцев. Города Швейцарского союза вели оживлённую торговлю с другими городами Европы, такими как Венеция, Краков, Антверпен и Лион. Вооружённые силы конфедерации были представлены добровольными отрядами молодых мужчин многие из них становились наёмными солдатами, и это составляло значительный доход кантонов Швейцарии.

Как и во многих странах того времени, в кантонах, в местных общинах наследство переходило к старшим сыновьям. Что же оставалось делать тем, кто был изначально лишён пальмы первенства?

Они становились наёмниками, так как им нечего было терять. Их охотно стали приглашать на службу уже в XIV веке, так как их репутация говорила за себя, которая была результатом двухвекового боевого опыта швейцарских кантонов, накопленного в войнах с германцами. С распространением их славы стал расти спрос на их службу.

Швейцарские наёмники пересекают Альпы («Люцернская хроника», 1513).

-6

Горная местность не позволяла создать сильную кавалерию, зато пехота была организована блестяще. Боевое построение — Баталия, огромное каре из пикинёров и алебардщиков, в большинстве случаев с успехом применялось ими на протяжении XIII-XV веков.

В первых двух шеренгах обычно стояли пикинёры, хорошо обученные и оснащённые латами, подвергавшиеся основному риску и получавшими за то повышенное жалование. Первые два ряда держали пики на правую руку, на уровне груди и живота, третья шеренга обычно имела алебарды и наносила рубящие или колющие удары сверху, последние три доспехов не имели и держали пику на левой руке, на уровне живота, груди и головы(в последнем случае только при условии отхода алебардщиков в тыл). Также в центре каре помещались знамя, командир и плохо обученное и вооружённое ополчение, создававшее дополнительный напор и защищавшее пикинёров при прорыве строя неприятелем.

-7

Как только швейцарцы приходили в движение, их противнику невольно приходилось принимать бой, в каких бы боевых порядках он в тот момент ни находился. Швейцарцы старались брать за правило начинать бой первыми и никогда не позволяли себя атаковать. Построение их колонн заканчивалось рано утром накануне сражения, и войска отправлялись на поле боя уже в боевых порядках. На построение в боевые порядки уже не требовалось никаких задержек; каждая баталия двигалась на противника равномерным, но быстрым шагом, покрывая расстояние за невероятно короткое время. Плотная масса двигалась бесшумно идеальными шеренгами в полном молчании, пока одновременно не раздавался могучий рев, и баталия устремлялась на строй неприятеля.

-8

Реконструкция.

-9

Швейцарские отряды стали неизменными участниками военных кампаний в Европе XV века. В это время борьба за Италию вызвала усиленную потребность в наёмниках; Швейцария сделалась главным местом вербовки войск со стороны среднеевропейских держав. Из итальянских государей первым начал приглашать к себе на службу швейцарцев герцог Савойский, с 1501 года — Венеция.

Во время борьбы Флоренции с Пизой швейцарцы бились в войсках обеих сторон. В это же время швейцарцы начинают служить в Милане(с 1499 года), сначала Лодовико Моро, потом его сыну Массимилиано Сфорце. В войске пап они являются при Сиксте IV и в особенности при Юлии II.

Испанское правительство также начинает, в конце XV века, пользоваться службой швейцарских наёмников, главным образом в виде охранной стражи испанского вице-короля в Неаполе.

-10

Первые поражения швейцарцев пришлись на начало XVI века в битвах при Мариньяно в 1515м году и в 1522м в битве при Бикокке. Этому способствовал Император Максимилиан I, при котором появился"немецкий ответ"швейцарской пехоте — ландскнехты...

Ненависть ландскнехтов к швейцарцам и наоборот была настолько велика, что сражаясь друг с другом они не брали пленных, убивая их.

-11

Песня про ландскнехтов: Der Tod Reitet.

Смерть скачет на угольно-чёрном коне

На ней непроницаемый колпак

Когда ландскнехты в поле маршируют

Она велит коню скакать неподалёку

Фландрия в беде!!!

По Фландрии скачет смерть...

Автор - Макс Буценко

Истории от кабальеро Эрнандо