По видимости, хори-буряты входили в состав войск Чингисхана, а позднее в улус Хулагуидов, который завоевал некоторые страны Ближнего Востока: Ирак, Иран и некоторые другие государства. Наин-Наваа — это провинция в Ираке.
Китайцы говорят, кто нас завоюет, тот и сам станет китайцем. То же самое могут сказать и мусульмане. С течением времени, поскольку основная масса населения Ближнего Востока была мусульманами, то монголы вследствие своей малочисленности подвергались мусульманизации. Многие монголы, не желая подвергаться обращению в ислам, расходились по разным местам: кто-то на Русь, поскольку монголы были знакомы с христианством в форме несторианства, а кто-то назад, в родные степи. Например, величайший полководец всех времён и народов Субэдэй доживал свои дни на своей Родине в Урянхае, не прельстившись на все те блага, которые он мог бы иметь как ближайший сподвижник Чингисхана. Кстати, монголы были желанными гостями на Руси в то время, и их весьма охотно принимали на государственную службу. Они основали известные дворянские роды на Руси. Не поленюсь привести длинный список этих фамилий: Аксаков, Алябьев, Апраксин, Арсеньев, Ахматов, Бабарыкин, Балашов, Булгаков, Бунин, Бухарин, Гоголь, Годунов, Державин, Епанчин, Ермолов, Карамзин, Карамазов, Киреевский, Курбатов, Милюков, Мичурин, Рахманинов, Танеев, Татищев, Тургенев, Тютчев, Чаадаев, Шаховской, и, наконец, Суворов, Кутузов. Ведь не зря на Руси существует поговорка: «Поскреби русского — найдёшь татарина».
Хори-буряты вернулись назад, как, например, полководец Субэдэй, и жили где-то в районе Алтая. Затем, когда началась халхасо-ойратская война, подогреваемая Цинами, хори-буряты входили в состав войск ойратского Галдан Бошогту-хана и, потерпев поражение в войне, разбрелись кто-куда. Возможно, часть хори-бурят ушла по югу на территорию современных районов: Хоринского, Еравнинского, Кижингинского и Аги, а часть — в Предбайкалье, к эхирит-булагатам. Такое предположение возникает из свидетельств старожилов Баргузинской долины, приведённых в книге Сергея Петровича Балдаева «Родословные предания и легенды бурят». Ч.1, Улан-Удэ, 1960 г. Приведём их:
1. Буряты галзутского рода. Буряты галзутского рода состоят из потомков Нохоя и Зэнхэна (Жэнхэна). Они пришли с Алтая во время войн Галдан Бошогто хана. Сородичи их живут в Калмыцкой АССР. Ленские галзуты ничего общего с галзутами племени хори не имеют. (Записано со слов Шойдопа Бадмаева в Гарге, 21 июня 1960 года).
2. Галзут. Галзут прежде жил где-то на западе, к югу от Алтая. Поколений 12-13 тому назад Галдан Бошогто хан затеял (междоусобную) войну с монгольскими ханами. Война эта продолжалась много лет. Галдан Бошогто хан не испугался сильного противника – Амаглан хана (китайский император манчжурского происхождения из цинской династии Канси — Прим. моё) и выставил против него свою конную армию. Произошла страшная битва. Войско Галдана было разбито, сам он был убит. Тогда жители поднялись на защиту своей родины, все взялись за оружие, даже женщины. Настала страшная пора, враги уничтожали все. Население стало разбегаться, куда глядят глаза. Старик Галзут пал в бою за родину, три его сына – Нохой, Жэнхэн и Маншууна со своими семьями отправились на восток, бежали без оглядки, лишь бы сохранить свою жизнь. Они пришли к реке Лене и поселились на берегу реки Анги.
Здесь жили буряты. Они тоже жили неспокойно. (Записано от 72 – летнего Ринчина Эрдынеевича Эргэева, из улуса Аргада Хара-модунского сомона Баргузинского аймака Бурятской АССР, в августе 1960 года).
3. Галзутский род ленских бурят. По преданиям, Галзут пришел с запада во время войн Галдан Бошогто с Энхэ Амгалан ханом. Пришел он с тремя своими сыновьями, звали их Нохонтой, Ухантай и Жэнхэн. Они жили в местности Хидхай, ныне станция Восточно – Сибирской железной дороги Байроновка. Оттуда они пришли в низовье реки Уды (Доодо Удэ), где ныне расположен Нижнеудинск.
Кругом жили другие народности, которые не приняли пришельцев. Они не могли защитить себя от нападок местного населения, и вынуждены были переселиться на реку Лену. Здесь, в долине реки Лены, никого не было, а в лесах и горах жили тунгусы. Галзуты облюбовали местность Баян Зурхэн (верховье Манзурки) и поселились там. В реках было много рыбы, пастбища были хорошие и они зажили хорошо. (Записано со слов 70 – летнего Дмитрия Хаглеева, в Улан – Удэ, 20 мая 1964 года).
А песня о Наин-Наваа есть общая песня хори-бурят, как западных, так и восточных. Впоследствии эту песню, в силу её мелодичности, переняли другие рода из Предбайкалья и, таким образом, песня о прекрасной земле Наин-Наваа стала общебурятской песней. В книге Гурдармы Эрдынеевича Дамбаева «Из прошлого и настоящего баргузинских бурят», опубликованной в 1970 году, имеются несколько строк о песне Наин-Наваа: «Очень богата и разнообразна по своему содержанию народная музыкальная частушка, в которой удачно сочетаются элементы народных мелодий как восточных, так и западных бурят. Старинные мелодии были более протяжными и минорными, что отражало печаль и грусть народных масс. Очень распространённой является музыкальная частушка «Ная-Ново», которая, пожалуй, больше нигде в Бурятии не встречается. Существует предание о том, что в древности предки баргузинцев жили в местности «Ная-Ново».
Любой человек, пишущий о галзудах Предбайкалья, должен учитывать эти свидетельства информантов — этот первичный материал, который не высосан из пальца, опираясь на который нужно вырабатывать гипотезы, объясняющие эти факты, а затем и создавать теории.
Цыбиков Б. Н.
#буряты #бурятия #галзуты #ирак #чингисхан #монголия #монголы #калмыки #калмыкия #алтай