Врагом творчества являются стереотипы, психологическая инертность мышления. Существуют способы, помогающие преодолеть инерцию мышления и развить творческое воображение. К таким способам относятся методы активизации творческого воображения.
Как человек придумывает новое? Откуда берутся идеи изобретений? Почему одни идеи опаздывают на десятилетия, а другие появляются на столетия раньше до возможной их реализации? Почему одно и то же открытие делают люди в разных странах, в разное время?
Метод "проб и ошибок" - древнейший способ поиска нового. Он возник в глубокой древности. Суть его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных вариантов решения. Может быть выдвинута любая идея, даже самая нелепая. Решение трудных задач с использованием данного метода растягивалось на десятки и сотни лет. С помощью метода "проб и ошибок" создавались первые ножи, пушки, мельницы, корабли и т.д. Развитие техники ускорялось и метод " проб и ошибок" становился не эфективен. Его используют, когда необходимо перебрать 10- 20 вариантов.
Методы активизации перебора вариантов.
Эти методы представляют собой усовершенствование метода " проб и ошибок". К ним относятся " мозговой штурм", " метод контрольных вопросов", "синектика" и десятки других методов.
В данных методах для преодоления психологической инертности используется методы, подсказывающие не ожиданные сравнения, позволяющие взглянуть на объект по новому. Один из современных методов - метод "гирлянд случайностей и ассоциаций". Например, необходимо расширить ассортимент мебельной фабрики. Нам нужно усовершенствовать стул. Составим гирлянду синонимов: стул - кресло - пуф - табурет и т.д. Затем выбираем случайные объекты, например - электролампочка, карман, кольцо, цветок, пляж. Составляем список признаков случайных объектов ( электролампочка - стеклянная, свето- и теплоизлучающая и т.д.). После чего получаем гирлянду признаков путем присоединения признаков случайных объектов к гирлянде синонимов: стеклянный стул, теплоизлучающее кресло и т.д. Гирлянда ассоциаций создаются путем постановки вопроса: - что напоминает слово "стеклянный"?. Ответ: - "волокно". Вопрос: - что напоминает "волокно"? Ответ: "вязание" и т.д. Гирлянды ассоциаций в этом случае может выглядеть так: стекло - волокно - вязание... К элементам гирлянды синонимов поочередно присоединяем элементы гирлянды ассоциаций: кресло из стекловолокна, вязанный пуф, табуретка с подсветкой, светоизлучающее кресло для лечения и т.д.
Этот метод можно широко использовать на занятиях по развитию речи. Он помогает детям легко и быстро с интересом подбирать прилагательные и другие части речи для образования новых словосочетаний, широко пользоваться имеющимся словарным запасом.
- Вариант 1
1. Например, детям дается слово "зима", предлагается подобрать определение к этому слову. Подбираем еще два слова:
Солнце зима снежинка Теплое искристая Светлое белоснежная Ласковое холодная
Получаем словосочетания: зима солнечная, снежная, зима искристая, зима холодная, зима белоснежная и т.д.
Этот метод развивает творческое воображение, хорошо действует при усовершенствовании предметов, деталей. Например, детям дается задание - усовершенствовать ручку. Еще произвольно называется два слова - дерево, машина. Подбираем к этим словам прилагательные. Дерево - какое? - высокое, зеленое, шумное, полезное, душистое, прекрасное, морозоустойчивое.
Машина - какая? - быстрая, умная, красивая, легковая. По внешнемувиду она красивая, зеленая. По содержанию - умная, т.к. производит шум, если встречается с ошибкой, чувствует усталость хозяина и выпускает особое душистое вещество, которое взбадривает его. Ручка не боится мороза, поэтому ее можно использовать на крайнем севере - полярникам.
Использование данного метода пополняет словарный запас детей, дает возможность получать интересные сочетания слов, рождаются новые идеи, а не стереотипные высказывания.
- Вариант 2. На смену "проб и ошибок" пришли приемы психологической активизации творчества. Суть их в том, что в ходе непринужденной беседы предлагаются самые различные варианты решения. Во время поиска решений критика запрещена, каждая идея, шуточная или нелепая поощеряется. Пример: шли по лесу. Увидели сломанное дерево. Как в лесу могло оказаться сломанное дерево? (буря сломала, ветер, медведь ..., кто-то подгрыз, сгнило ...). Мозговой штурм дает возможность высказать всем. Оценку давать нельзя. У детей появляется уверенность, пропадает страх и ребенок вспоминает все, что знает. Дети начинают держаться естественно. Проблема: научить детей выслушать товарищей, а потом говорить самому, т.е. воспитание внутреннего тормоза. Но чем задача сложнее, тем меньше вероятность ее решения из-за отсутствия в процессе работы критического анализа высказываемых идей. Тем не менее "мозговой штурм" помогает организовать коллективную работу, уменьшает психологическую инерцию детей.
Вариант3.
Более эффективный метод - "Метод синектики". Синектика основана на мозговой атаке. При этом используются приемы, основанные на разных видах аналогии. При синекторной атаке допустима конструктивная критики. Один из методов синектики - метод "эмпатии" или личной аналогии, заключается в полном отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то. Как может "эмпатия" работать в группе? Ребенок превращается в фею, робота, цветок, животное, птицу, учебную вещь и т.д. Может войти в иллюстрацию, послушать что происходит там, пожить жизнью героев. Ответы детей живые, интересные, часто неожиданные. Они гуляют по иллюстрации, трогают руками все, что встречается на их пути, вдыхают запах, который их окружает и т.д. Похоже на игру драматизацию с распределением ролей. Но драматизация это программа действий с заранее известным исходом для ребенка, а "эмпатия" осознается через образ "свобода действия".
Продолжение следует в следующей публикации.