Экранизации «12 стульев» Марка Захарова и Леонида Гайдая вышли на экраны еще в 70-х, а зрители до сих спорят, какая из них лучше. Поклонники захаровской версии недолюбливают фильм с Бендером-Гомиашвили за простоту и банальность. Фанаты гайдаевской экранизации не остаются в долгу и ругают конкурентов за излишнюю томность Миронова и превращение истории великого комбинатора в водевиль. Кстати, создатели указанных фильмов также на дух не переносили работы друг друга.
О различиях между версиями поговорим ниже.
Актерский состав
Леонид Иович выбирал актеров для своей картины долго и мучительно. Целый год режиссер отсматривал пробы кандидатов, среди которых было полно звезд первой величины. На роль претендовали Миронов, Гафт, Басов, Баталов и другие. Не остался в стороне от этой истории и Владимир Высоцкий, однако от его кандидатуры пришлось отказаться. Существует сразу две версии, объясняющие, почему это произошло. Согласно одной, дело в запрете киношного начальства. Другая же повествует о банальном срыве съемок, в котором повинна приглашенная звезда.
Своего Бендера Гайдай разглядел в актере провинциального театра Арчиле Гомиашвили. Тому не впервой было играть Остапа: артист участвовал в сценической постановке истории об охоте за стульями. На роль Воробьянинова режиссер утвердил Сергея Филиппова. Несмотря на обнаруженную незадолго до съемок опухоль и постоянные головные боли, актер хорошо справился с работой.
В отличие от Гайдая, Захаров сразу определился с выбором. Чтобы утвердить Миронова и Папанова, режиссеру даже пробы не понадобились. Если с подбором артистов все прошло гладко, то отношения между главными звездами картины складывались непросто. Анатолий Папанов скептически относился к молодому коллеге, считая его изнеженным и неспособным нормально переносить непростые съемочные будни. Впрочем, вскоре Папанов сменил гнев на милость, и актеры прекрасно сработались.
С музыкой и без
Песенное оформление гайдаевских «Стульев» весьма лаконично. В картину попала лишь одна композиция про пампасы и шоколадную креолку, которую Бендер исполняет для мадам Грицацуевой. По изначальной задумке режиссера, его Остап должен был петь намного больше, но не сложилось.
Так, композицию про черно-белую жизнь, на которую возлагались большие надежды, завернуло министерство культуры. Посыл произведения не понравился лично Фурцевой, и от слов пришлось отказаться.
Картина Захарова намного более музыкальна. Главный хит ленты про парус написали Геннадий Гладков и Юлий Ким, причем последний задумывал композицию как танго. В фокстрот песня превратилась с легкой руки Гладкова.
Что интересно, «Парус» был совершенно незапланированной инициативой Кима, которая неожиданно превратилась в основную музыкальную тему фильма. Поскольку автор слов успел прослыть диссидентом, его настоящее имя не было указано в титрах. Поэт Юлий Ким скрывается за ничего не говорящей зрителю фамилией «Михайлов».
Такие разные «Стулья»
Целью Леонида Иовича было показать комическую ипостась великого комбинатора, поэтому Гайдай воплотил историю о похождениях Остапа Бендера в жанре эксцентрической комедии. Поскольку многие смешные моменты из книги построены на языковых приемах, перенести юмор Ильфа и Петрова на экран оказалось той еще задачкой.
Леонид Иович тщательно выбирал из первоисточника то, что можно было использовать в кино. Чтобы фильм вышел действительно смешным, режиссер попросил помощи у настоящего сатирика. Вместе с Гайдаем над сценарием работал Владлен Бахнов, печатавшийся в то время в «Крокодиле».
Гайдаевский Остап исполнен желания жить, резок и напорист, герой Захарова же, напротив, мягок и романтичен. Если в картине 1971 г. Бендер предстает в качестве комического персонажа, в экранизации 1976 г. раскрывается его философская сторона. В отличие от предшественника, фильм Захарова полностью снят в павильонах киностудии. Во многом, из-за этого ему свойственна театральность, которую некоторые считают чрезмерной.