Найти тему
ProTанки

Как танки Т-34-85 и САУ СУ-152 "Зверобой" три раза пытались прорвать оборону немцев в Прибалтике, и почему не получилось?

И вновь возвращаемся к воспоминаниям Николая Константиновича Шишкина, кавалера двух орденов Красного знамени, экипаж которого на САУ СУ-152 подбил от 20 до 30 немецких танков и САУ.

-2
Тукумс
Тукумс

Пройдя боевую школу Курской дуги, в последующем на своей самоходке Шишкин дойдет до Минска, где будет ранен, и последствия этого ранения выведут его из строя вплоть до конца июля 1944-го года. Но, бравый артиллерист-самоходчик быстро приходит в себя, и в последующем активно сражается на территории современной Литвы. Несмотря на то, что Красная армия всё лето 44-го года наступала без перерыва в полосе групп армий “Центр” и “Север”, под небольшим городком Тукумус разгоралась настоящая трагедия, которая стоила нашим танкистам и самоходчикам значительных потерь. Нужно было форсировать речку Дзелгу, которая отделяла наши позиции и немецкие, в итоге противник на подъеме длинной в 200-300 создал крепкую противотанковую оборону, которую нужно было прорывать.

-4
-5

Задачу выполняла 18-я гвардейская танковая бригада, в составе которой сражался самоходно-артиллерийский полк Шишкина. Как вспоминает сам Николай Константинович, пока наши танкисты выбирались из этой резины, форсируя реку, у немцев была возможность расстреливать технику буквально в упор. Собственно, именно такой эффект был первую атаку, после которой потеряли 3-4 танка. Запросили артиллерийскую поддержку, которая не слишком помогла в результате второй атаки – снова тяжелые потери, несмотря на парочку подбитых немецких танков. День сменялся вечером, и решили пойти в третью, по сути своей заключительную атаку за этот день. Но снова неудача, ночью решили идти в четвертую атаку, которая также не увенчалась успехом.

-6
-7

Лишь утром, когда подтянулась артиллерия, после продолжительной артиллерийской подготовки, удалось прорвать оборону противника, при этом потеряв еще 2-3 машины. Тем самым, несмотря на общий успех, немцев брать сходу не всегда удавалось, если противник выстраивал противотанковые рубежи, в последующем прорывать их приходились со значительными потерями. В последующем, как вспоминал Шишкин, эта же история повторилась с ними под Мемелем, только тогда в нещадных атаках, пострадал уже в большей степени самоходно-артиллерийский полк, ибо командир бригады, изрядно выпив гнал наших бойцов в атаку, в результате которых были значительные потери.

-8
-9

Ситуация закончилась тем, что как вспоминал Шишкин, один из командиров батальона достал свой табельный пистолет и сказал: “Еще раз в атаку пошлешь – расстреляю. А мне всё равно – сейчас гореть или в штрафную”. Комбригом этим был Урванов Кирилл Осипович, кавалер пяти орденов Красного знамени! Мемель наши войска штурмовали в январе 1945-го года, и тогда “шапкозакидательные” настроения были совсем не новость.