Найти в Дзене

Про войлочных братьев

Мастерство не исчезает. Оно живёт вопреки всему и процветает. Задолго до нас мастера волшебство творить и до сих пор оно живо. Идёт человек русский по суровому морозу да и вспомнит про наследие братьев добрым словом.

Но лучше с самого начала. А начало про Голубую гору тут написано .

На землях ясачных татар жили марийцы, удмурты, славяне — дружно жили, работали сами и другим возможность давали. Кто-то больше и успешнее, кому-то не выдали боги жилки деловой. Славные были мастера-ремесленники: кожевенники, шнорщики, ведерные медные самовары делали и кумганы, вязали пуховые платки, изготавливали войлок, мастеров шорных было не мало — всем работа находилась. Многое умели мастера города со смешным названием Кукмор.

В том городе жили и братья Николай Васильевич и Сергей Васильевич Комаровы. Неплохо жили. В центре города на берегу реки Нурминка двухэтажный дом с хозяйственным двором имели.

-2

Двор тот был большим настолько, что там разместилась мастерская по чесу шерсти. Полторы тысячи человек работали у братьев. За десять часов работы Комаровы на машинах начесывали 3000-3500 фунтов (1228,5 — 2047,5 кг.) шерсти.

-3

Шерсть покупали у местных. После чеса, в виде ваты давали надомникам, а от них уже получали готовые валенки. Продукция получала свой торговое клеймо. Современным языком можно сказать: ставили торговую марку, чтобы #бренд узнавали.

Жетоны, которыми промышленники и ремесленники маркировали свой товар — находка для поисковиков достаточно распространенная.  Жетон братьев Комаровых, находили неподалеку от Иркутска, свидетельствует о том, что местных валенок в Сибири не хватало и сибирские купцы и лавочники для пополнения ассортимента валяной обуви вынуждены были обращаться к западному производителю.
Жетоны, которыми промышленники и ремесленники маркировали свой товар — находка для поисковиков достаточно распространенная. Жетон братьев Комаровых, находили неподалеку от Иркутска, свидетельствует о том, что местных валенок в Сибири не хватало и сибирские купцы и лавочники для пополнения ассортимента валяной обуви вынуждены были обращаться к западному производителю.

Такая практика была нормальным явлением не только у братьев. Например, такое практиковалось у шелковых купцов Думновых, что вели дела на Стромынском тракте по пути в Киржач. (А чесаная шерсть и в Подмосковье стала градообразующим моментом: рассказывала тут) Валенок выходило 600 пар в день, а бурок 200 пар.

Годовое производство товарищества оценивалось в 1,5 млн. рублей. Бизнес шел хорошо.

Решили братья расширяться.

-5

Выстроили на окраине села братья фабрику. Называлось длинно: «Торговый домъ братья Комаровы въ с. Кукморъ Казанской губернии. Фабрика валяной и бурочной обуви»

Родовой дом остался за младшим братом Сергеем. Старший же брат, Николай, вместе с супругой Надеждой Михайловной, обустроил дом недалеко от фабрики. Стоит и сейчас тот дом вблизи с корпусами валяльно-войлочного комбината.

Чета Комаровых
Чета Комаровых

На фабрике было 8 чесальных машин фирмы "Прайт Уитни" (Англия) шириной 1,9 метров и одну чесальную машину с ватрамой и щипальную машину для изготовления бурочного войлока. Чтобы эти машины работали, и для освещения цехов, фабриканты установили паровую машину в 30 лошадиных сил и дизель в 80 лошадиных сил.

-7

Годовое производство Торгового Дома "Братья Комаровы" оценивалось в 1,5 миллиона рублей. Продукция фабрики была известна далеко за пределами Казанской губернии. Даже медали Парижской и Лейпцигской ярмарок получила, помимо российских торговых ярмарок.

Кстати, бурки это не бурка.

Современный вариант бурок   сайта livemaster.ru
Современный вариант бурок сайта livemaster.ru

Бурки это не то что вы сейчас подумали. Это такие ботинки шитые из войлока. Помните фильм «Операция Ы» ? Там бывалый ходит в такой обувке.

-9

Когда деловая жилка есть — почивать на достигнутых лаврах нет времени. Бизнес надо развивать дальше, выше и т.п и т.д

Век XIX называют веком технической революции. Появились машины, паровозы железные дороги . . . Много чего.

Фабриканты, да и другие мастера и ремесленники, доставляли свою продукцию либо по реке Вятке из города Вятские Поляны, либо на санях и телегах до склада дома Беркутова в Казани. Дорого и долго. Железные дороги уже везде тянут. Братья смекнули: если постараться то её и в их город можно протянуть. В 1912 году проект железной дороги Казань — Сарапул — Екатеринбург получил уже добро. Но Николай Васильевич написал всё же письмо начальнику отделения железной дороги Москва — Казань, с вескими доводами в пользу прохождения дороги через Кукмор. Начальство рассмотрело и согласилось. Строительство началось в 1914 году и за год до краха Империи — окончили.

-10

В народе ходили #сплетни , что именно по вине братьев станция Кукмор на высоком холме выстроена. Они мол, пообещали денег рабочим, но не заплатили. А рабочие в отместку построили станцию на холме. Забавно, но ведь должна же быть #легенда.

-11

В губернии #семейный бизнес был не только у Комаровых, были конкуренты. Тоже #братья. Иван и Михаил Дмитриевичи Родыгины.

Их фабрика располагалась в трёх верстах от Кукмора, в деревне Жилой Рудник. Иван и Михаил Дмитриевичи, сначала владели небольшой мастерской по производству валяной обуви. Затем отстроили фабричные корпуса по обе стороны шоссейной дороге в селе Кукмор. Ивану Дмитриевичу и его сыновьям Леониду, Александру, Герману принадлежали корпуса современной «Кукморской швейной фабрики», а Михаилу Дмитриевичу - жилой дом и производственные корпуса, там сейчас вроде бы общежитие.

В 1870-е годы в этом здании была валяльно-войлочная фабрика братьев Родигиных.
В 1870-е годы в этом здании была валяльно-войлочная фабрика братьев Родигиных.

Годовое производство «Товарищества братьев Родыгиных» оценивалось в несколько сотен тысяч рублей против упомянутых ранее полутора миллионов Комаровых. На фабрике Родыгиных работало примерно 700 – 750 человек.

И бизнесмены поменьше. Были ещё и братья Вавиловы. В двухэтажном здании на первом этаже размещалось цеховые помещения при множестве печей, на втором этаже – жилые помещения для рабочих. Три брата Войдиновых. Георгий, Алексей, Михаил владели мастерскими по выработке валяной обуви.

Так было до революции 1917 года.

-13

О перевороте в Петербурге в Кукморе узнали через день после событий. Власти считали что это временно и не стали объявлять о бунте крестьян и рабочих. Работный люд прослышал, собрался у здания фабрики Родыгиных и требовал объяснений от начальника полиции. Тот приехал, зачитал собравшимся телеграмму Временного правительства. Толпа решила что их обманывают. Кто-то распалился до потери здравости суждения и ударил начальника полиции железной дугой. Начальник упал без сознания. Начались погромы в фабричных корпусах. Конечно, а как же революция рабочих без кровопролития и погромов. Сначала всё разрушим до основания… Да… Всё прям, как сейчас, в разноцветных происках...

Мародёрство и погромы закончились лишь после заявления большевика Ивана Чулкина о том, что все теперь принадлежит народу. После погромов кукморские деловые люди добровольно-принудительно передали бизнес экспроприаторам. Советы присвоили каждому хозяйству порядковый номер: родовой дом братьев Комаровых и фабричные корпуса во дворе – №1, фабричные корпуса –№2, фабрика братьев Родыгиных – №3, хозяйство Вавиловых - №4. Эти условные обозначения сохранились и до сих пор, хотя историю появления этих «номеров» знают далеко не все.

-14

Сергей Васильевич Комаров с семьей после всего этого безобразия покинул Родину. Более о нём ничего не известно.

Николай Васильевич Комаров после экспроприации у него советам фабрики поселился в Казани. Здесь занимал ответственные хозяйственные должности и какое-то время преподавал технологию валяльного производства в техникуме легкой промышленности.

#семья Комаровых перестала существовать в конце 30-ых годов. Их наследие живо и сейчас. Мы смело можем заказать Кукморские валенки и смело топать по снегу не боясь отморозить ноги.

Фото с сайта https://inet-shops.ru/internet-magazin/Kukmorskie-Valenki-Ofitsialnyi-Sait-Magazin-Kazan.html
Фото с сайта https://inet-shops.ru/internet-magazin/Kukmorskie-Valenki-Ofitsialnyi-Sait-Magazin-Kazan.html

#жизненная история #история #люди #россия