Найти тему
Петербургский Дюма

О ПРИНЦИПАХ

"Генетика — продажная девка империализма!"

Принято считать, что это слова "народного" академика Трофима Лысенко, сказанные на сессии ВАСХНИЛ 7 августа 1948 года.

В действительности это цитата из пьесы сатирика Александра Хазина "Волшебники живут рядом", которая могла появиться — и появилась — много позже, во время хрущёвской "оттепели", в 1964 году. Но суть отношения Лысенко к генетике схвачена очень точно. А рулил наукой академик в то время, когда слово имело совсем не смешную ценность. Оно существовало в паре "слово и дело", причём дело слишком часто становилось уголовным, и приговор был заранее предрешён.

-2

В пору расцвета Лысенко его главным противником выступал Николай Иванович Вавилов (1887-1943). Государственный деятель и учёный с мировым именем, разностороннему гению которого мучительно и бессильно завидовали. Ботаник и селекционер — основатель и директор Всесоюзного института растениеводства, собравший крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений, и создатель сети аграрных научных центров по всей стране. Географ — президент Всесоюзного географического общества и член Экспедиционной комиссии АН СССР, организатор экспедиций на другие континенты. Химик и основоположник советской генетики — директор Института генетики АН СССР, сделавший множество открытий мирового масштаба...

Генетика и подкосила Вавилова в противостоянии с Лысенко и лысенковцами. В 1940 году Николая Ивановича арестовали по доносу, через год приговорили к расстрелу, заменили казнь 20-летним тюремным сроком и два года спустя уморили в тюрьме. То, что донос ложный и дело сфабриковано, выяснилось в 1955 году при реабилитации Вавилова среди миллионов жертв сталинских репрессий.

-3

Среди учеников и ближайших сподвижников генетика был учёный с менее звучным именем — Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989). Его репрессировали несколько раз ещё до того, как в жернова попал учитель, и Эфроимсон сполна хлебнул горя. Возможно, за своё спасение учёный должен благодарить войну. С осени 1941 года он как медик оказался в армии (снимок того времени); через три месяца, в начале 1942 года, уже был на фронте, воевал до Победы, был награждён боевыми орденами. После войны снова оказался в лагерях и освободился только в 1955 году с ограничением в правах.

-4

Владимир Эфроимсон — автор научных трудов, среди которых особенно выделяется книга "Предпосылки гениальности (биосоциальные факторы повышенной умственной активности)". В то же время он стал персонажем книги Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ": автор назвал его одним из 257 свидетелей, участников событий и соавтором книги...
...а вся это информация — предисловие  к событию
декабря 1985 года.

Тогда в московском Политехническом институте устроили просмотр фильма о жизни академика Вавилова и пригласили 77-летнего Эфроимсона. В обиход потихоньку входили слова "перестройка" и "гласность". Организаторы мероприятия решили — можно! — и не стали возражать, когда Владимир Павлович после фильма захотел обратиться к зрителям.

Дальше — полный текст расшифровки его речи:

Я пришел сюда, чтобы сказать правду. Мы посмотрели этот фильм… Я не обвиняю ни авторов фильма, ни тех, кто говорил сейчас передо мной… Но этот фильм – неправда. Вернее – еще хуже. Это – полуправда. В фильме не сказано самого главного. Не сказано, что Вавилов – не трагический случай в нашей истории. Вавилов – это одна из многих десятков миллионов жертв самой подлой, самой бессовестной, самой жестокой системы. Системы, которая уничтожила, по самым мягким подсчетам, пятьдесят, а скорее – семьдесят миллионов ни в чем не повинных людей. И система эта – сталинизм. Система эта – социализм. Социализм, который безраздельно властвовал в нашей стране, и который и по сей день не обвинен в своих преступлениях. Я готов доказать вам, что цифры, которые я называю сейчас, могут быть только заниженными.
Я не обвиняю авторов фильма в том, что они не смогли сказать правду о гибели Вавилова. Они скромно сказали – «погиб в Саратовской тюрьме»…
Он не погиб. Он – сдох! Сдох как собака. Сдох он от пеллагры – это такая болезнь, которая вызывается абсолютным, запредельным истощением. Именно от этой болезни издыхают бездомные собаки… Наверное, многие из вас видели таких собак зимой на канализационных люках… Так вот: великий ученый, гений мирового ранга, гордость отечественной науки, академик Николай Иванович Вавилов сдох как собака в саратовской тюрьме… И надо, чтобы все, кто собрался здесь, знали и помнили это…
Но и это еще не все, что я хочу вам сказать…
Главное. Я – старый человек. Я перенес два инфаркта. Я более двадцати лет провел в лагерях, ссылке, на фронте. Я, может быть, завтра умру. Умру – и кроме меня вам, может быть, никто и никогда не скажет правды. А правда заключается в том, что вряд ли среди вас, сидящих в этом зале, найдется двое-трое людей, которые, оказавшись в застенках КГБ, подвергнувшись тем бесчеловечным и диким издевательствам, которым подвергались миллионы наших соотечественников, и продолжают подвергаться по сей день лучшие люди нашей страны, – вряд ли найдется среди вас хоть два человека, которые не сломались бы, не отказались бы от любых своих мыслей, не отреклись бы от любых своих убеждений… Страх, который сковал людей – это страх не выдуманный. Это реальный страх реальной опасности. И вы должны это понимать.
До тех пор, пока страной правит
номенклатурная шпана, охраняемая политической полицией, называемой КГБ, пока на наших глазах в тюрьмы и лагеря бросают людей за то, что они осмелились сказать слово правды, за то, что они осмелились сохранить хоть малые крохи своего достоинства, до тех пор, пока не будут названы поименно виновники этого страха, – вы не можете, вы не должны спать спокойно. Над каждым из вас и над вашими детьми висит этот страх. И не говорите мне, что вы не боитесь… Даже я боюсь сейчас, хотя – моя жизнь прожита. И боюсь я не смерти, а физической боли, физических мучений…
Палачи, которые правили нашей страной, – не наказаны. И до тех пор, пока за собачью смерть Вавилова, за собачью смерть миллионов узников, за собачью смерть миллионов умерших от голода крестьян, сотен тысяч военнопленных, пока за эти смерти не упал ни один волос с головы ни одного из палачей – никто из нас не застрахован от повторения пройденного… Пока на смену партократии у руководства государства не встанут люди, отвечающие за каждый свой поступок, за каждое свое слово – наша страна будет страной рабов, страной, представляющей чудовищный урок всему миру…
Я призываю вас – помните о том, что я сказал вам сегодня. Помните! Помните!

Добавить к сказанному нечего, разве что напомнить.

Вавилова уничтожили в 1943 году. Эфроимсон произнёс эту речь больше чем через 40 лет, в 1985-м. Позади ещё почти 40 лет. И что?

-5