Светлана Васильевна потёрла глаза. Болят от компьютера. Со зрением в последнее время, что-то не ладилось. Женщина искала работу. Фирма, в которой она трудилась долгие годы, обанкротилась, и служащим пришлось искать себе новые рабочие места.
Те, кто помоложе, устроились быстро, а в её возрасте так уже не получится. Педагог по образованию, она много лет трудилась совсем в другой сфере. Чтобы вернуться в профессию требовалась серьезная переподготовка, да и сомнения одолевали: сможет ли? На офисной работе было привычней.
Но в офис её уже не брали. Директора фирм, в основном, были людьми молодыми и искали сотрудников такого же возраста. Да она и не рвалась. Осознавала, что какой-то особой ценности её знания и умения не представляют. Лишь бесконечное трудолюбие и ответственность. После череды отказов у неё начал формироваться комплекс. Ей казалось, что всё на что она отныне способна - это тяжёлая и низкооплачиваемая работа.
Сегодня она уже позвонила по нескольким объявлениям, но дальше дежурных вопросов дело не пошло. Оставалось одно: помощник воспитателя в детский садик. Зарплата, конечно, низкая. Но у неё и потребности небольшие. Можно поработать первое время, пока не найдется что-то получше.
В детский сад её взяли. Заведующая хоть и улыбалась приветливо, но Светлана Васильевна чувствовала, что чем-то раздражает эту женщину. Та недовольно отодвинула её документы о педагогическом образовании и презрительно скривила губы. Предупредила, что необходима медицинская книжка и справка об отсутствии судимости, велела сделать всё побыстрее.
Из кабинета заведующей Светлана Васильевна вышла расстроенной. Может быть, не стоит ей сюда идти? И потом, пока она дождется этих справок, место может быть занято.
- Да хватит тебе! - Воскликнула давняя подруга Таисия, которой Светлана Васильевна позвонила вечером. - Делай всё спокойно. Ты что, думаешь на такую зарплату очереди выстраиваются? А заведующая тебе что? Лишь бы с воспитателями повезло в группе.
Светлана Васильевна поговорила с подругой и медленно пошла по улице. Домой идти не хотелось. После давнего развода ей пришлось вернуться в родительскую квартиру к матери. И дочь её там выросла. Выросла, вышла замуж и уехала с мужем на другой конец страны. Светлана Васильевна видела её и внука редко и очень скучала.
После смерти матери квартиру, согласно завещанию, пришлось разделить с братом, который вселился в одну из комнат с очередной гражданской женой. Виктор подолгу с женщинами не уживался и не считал нужным регистрировать свои многочисленные отношения.
Однако последняя, Полина, оказалась дамой предприимчивой и хваткой. Зная, что деньги у гражданского мужа водятся, решила непременно узаконить отношения и, разумеется, избавиться от путающейся под ногами Светланы Васильевны.
Это ничего, что квартира у них на двоих с братом по закону. Нужно постараться, и тогда Полина будет единственной полноправной хозяйкой и на кухне, и в обеих комнатах. Можно было, конечно, подговорить мужа подселить на "свою" половину каких-либо мигрантов или специальных людей, оказывающих специфические услуги по выживанию хозяев с полагающейся им жилплощади, но Полина боялась. Во-первых, гнева Виктора, которого всё устраивало, во-вторых, она опасалась перемудрить саму себя. Свяжешься с бандитами какими-нибудь, потом не выпутаешься.
Поэтому она лишь понемногу делала неугодной соседке мелкие пакости, надеясь, что та не выдержит сама. Некоторые сбережения у Светланы Васильевны, конечно, были. Она никогда не жила на широкую ногу и умудрялась кое-что откладывать. Но на фоне очередного подорожания жилья нечего было и думать, чтобы купить хоть что-то на сэкономленные деньги.
Продать свою половину квартиры у неё тоже не получалось. Попробовала заговорить об этом с Виктором, но он и слушать не хотел. Ни о том, чтобы продать квартиру и разделить деньги поровну, ни о том, чтобы выкупить половину сестры. Складывалось впечатление, что ему всё равно.
Решительностью и напористостью Светлана Васильевна никогда не отличалась, к тому же опасалась, что может остаться без жилья и без денег. Приходилось жить вместе. Она знала, что таких, как она презрительно называют "терпилами", но изменить себя в одночасье не могла. И не могла понять, как брат, с которым они были близки в детские годы, в одночасье стал ей совершенно чужим человеком.
Документы она оформила без особых затруднений. На новом рабочем месте ей выдали полагающийся инвентарь, бытовую химию, список инструкций и правил, велев выучить и соблюдать. Работа оказалась нехитрой, но хлопотной. Светлана Васильевна помогала воспитателям одевать и раздевать детей, убирала группу, накрывала на стол, мыла посуду, меняла постельное белье.
Дети быстро привыкли к новой нянечке, и она тоже вскоре знала их всех по именам. Выполняя свои обязанности, она наблюдала за играми и занятиями детей. Видела, что воспитатели не очень стремятся к тому, чтобы научить ребятишек чему-то полезному. Главным для них было проследить, чтобы не приключилось в группе какой-нибудь беды. Оно и понятно, когда на твоём попечении столько маленьких непосед.
В глубине души Светлана Васильевна была с этим согласна, но, вспоминая годы работы в школе, невольно отмечала, что раньше учителя и воспитатели прикладывали куда как больше усилий для организации учебных моментов. Но то раньше. Тогда не было такого количества психологов, социальных педагогов, репетиторов и методистов.
Учитель сам проводил и кружки и дополнительные занятия с отстающими. Ничего этого она, конечно, никому не говорила. Но однажды, на занятии помогла нескольким детям правильно взять ножницы и показала, как надо вырезать круг из бумаги. Это не осталось не замеченным:
- Вы убираете? Вот и убирайте! - Довольно резко сказала ей воспитательница, а позже пожаловалась заведующей.
- Светлана Васильевна, вы хорошо ознакомились со своими должностными обязанностями? - Излишне вежливо поинтересовалась та, вызвав женщину в свой кабинет. - В них разве есть пункт о вашем участии в проведении образовательных мероприятий? Занимайтесь, пожалуйста, своим делом.
Светлана Васильевна извинилась и вышла. После этого случая заведующая стала всё чаще ставить её на замещение ушедших на больничные нянечек других групп. С одной стороны, за замещение полагалась доплата, а с другой - деньги это были настолько маленькие, что Светлана Васильевна готова была без них обойтись, потому что после работы в двух, а то и трёх, группах просто валилась с ног.
Подумывала уйти. Но уходить снова "в никуда" не хотелось, а другого места работы она так и не нашла. К тому же успела привыкнуть к детям, а они к ней. Особенно теплые отношения сложились между ней и Мироном. Был в группе такой мальчик. Воспитатели недолюбливали его за излишнюю активность и импульсивное поведение, но Светлана Васильевна хорошо видела и другие стороны мальчика.
Озорного и непоседливого, его частенько выдворяли с групповых занятий в раздевалку. В это время Светлана Васильевна обычно наводила там порядок. Мирон всякий раз, молча и сноровисто, начинал помогать ей. То обувь расставит под шкафчиками, то вещи упавшие подберёт. Она обязательно благодарила его, обнимала и гладила по голове. Мальчик охотно отзывался на эту ласку и тоже обнимал Светлану Васильевну.
Она часто замечала, как на простодушного Мирошу другие дети сваливали собственные шалости. Начнут озорничать, он тянется за всеми. А когда воспитательница начинает ругаться, все разбегаются в стороны, а Мирон оказывается один и виноват. Видя такую несправедливость, нянечка несколько раз заступалась за него перед воспитателями, но в ответ получала лишь их недовольство.
Забирал Мирона из садика каждый раз один и тот же мужчина. Обычно Светлана Васильевна уходила раньше, но иногда видела, как за мальчиком приходит неулыбчивый человек, пожилой уже.
- Мироша, а кто же забирает тебя? - Поинтересовалась она. - Дедушка?
- Нет. Это наш водитель. Дядя Сева. - Улыбнулся Мирон.
- А папа и мама работают? - Догадалась она.
- Папа работает. А мама с нами не живёт. - Спокойно ответил мальчик. - У неё другой муж.
"Вот оно как". - Подумала она. И только теперь поняла, почему Мироша так крепко обнимал её. Маленький. Ласки ему не хватает. С тех пор она старалась незаметно приласкать мальчика, подбодрить, защитить от обидчиков. Делала это так, чтобы незаметно было ни воспитателям, ни другим детям. Мирон отвечал нянечке взаимностью, даже озорничать стал меньше.
Но были в группе и не такие дети, как Мирон. Например, Лизонька. Так называли её все. Эту девочку воспитатели всегда встречали с наигранной приветливостью и даже каким-то подобострастием. Светлана Васильевна так и не поняла до конца, кем являются её родители, но уяснила, что руководство садика и персонал всеми силами стараются не попасть к ним в немилость.
Сама она относилась к девочке приветливо, как и к остальным детям. Но в отличие от многих, Лизонька вела себя вызывающе, умела устроить скандал на ровном месте, собирая вокруг своей персоны всех взрослых: от заведующей до приходящего на занятия психолога.
Успокаивалась она так же быстро, как и впадала в буйство. С окружающими редко держала дружеские отношения, чаще тон её бывал повелительным, редко, когда особенно необходимо было чего-то добиться, становился елейным. Несмотря на столь юный возраст, маленькая капризуля умело манипулировала людьми.
Однажды Светлана Васильевна попросила её сложить брошенные на пол вещи в шкафчик. Дети в группе давно одевались и раздевались сами и, кто как, но соблюдали порядок в своих шкафах.
- Сама собери! - Капризно и недовольно отозвалась девочка.
- Лизонька, - сохраняя спокойствие, повторила ей Светлана Васильевна, - сложи, пожалуйста, вещи в шкафчик. И встань с холодного пола, ты простудишься. А ещё взрослым людям надо говорить "вы".
- Ты не воспитатель! - Дерзко заявила девочка. - Не хочу тебя слушать!
- Так нельзя говорить! - Хмуро отозвался, раздевающийся у своего шкафчика Мирон.
- А ты молчи,...! - И девочка добавила такое, что глаза у Светланы Васильевны расширились.
- Лиза, это плохое слово. Его нельзя говорить нигде, а тем более в садике.
- Не говори мне ничего!!! - Лиза зажала уши ладонями и повалилась на пол. На крик прибежала воспитательница, махнула рукой Светлане Васильевне, чтобы та ушла, и бросилась успокаивать девочку. Вечером о происшествии стало известно родителям девочки и заведующей.
Продолжение следует... часть 2
(В связи с изменениями в правилах платформы автор вынужден указывать ссылку на ещё не опубликованные части рассказа. Следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
#рассказы из жизни #семейные отношения #взрослые и дети
Внимание! Все текстовые материалы канала Йошкин Дом являются собственностью канала и объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование материалов данного канала без предварительного согласия правообладателя. Цитирование разрешено только при указании гиперссылки на канал Йошкин Дом https://zen.yandex.ru/id/5f8f427d77454e74d3aae539 Коммерческое использование запрещено.