Пятилетний Сережа живет в своем мире и не очень контактирует с большим, внешним, в котором так много для него раздражающего, пугающего, тяжелого. Даже новая (или забытая с прошлого сезона) одежда превращается в серьезное мучительное испытание, и родителям нужно приложить массу усилий, чтобы он ее надел.
Сережа тяжело реагирует на любые изменения, новшества. Так, три года подряд он ходил в одну и ту же группу в детском саду, с одними и теми же детьми, воспитателями, а потом всю группу просто перевели в другую комнату. И вот уже два месяца Сережа не в силах это принять – плачет, не может спать в тихий час на другой кроватке, отказывается есть.
Если семья приезжает куда-то на прогулку, например, в городской парк, Сережа категорически отказывается выходить из машины – до истерики с криком.
Когда Мария смотрит на рыдающего сына, у нее все сжимается: так хочется помочь ему, утешить, чтобы мир перестал восприниматься им таким болезненным и часто недоступным.
А сам Сережа просто фактом того, что он есть, поддерживал и поддерживает Марию. Она забеременела вскоре после смерти матери, а потом, уже во время беременности, не стало ее отца. И она не представляет, как справилась бы с этим двойным горем, если бы не мысли о человечке, который сидел у нее под сердцем.
То, что с Сережей что-то не так, родители стали подозревать в его два-три года: когда все дети вокруг заговорили, а Сережа – молчал. Но знакомые, родственники и даже специалисты – педиатры, неврологи – успокаивали:
«Ничего страшного! Мальчики, они всегда позже начинают говорить. Подождите немного, а потом как заговорит предложениями, что вы удивитесь!»
В остальном Сережа развивался, как по учебнику педиатрии – идеально. Но когда к четырем годам с речью ничего не поменялось, родители начали бить тревогу. «Я поняла, что проблемы не только с речью, – вспоминает Мария. – Стала обращать внимание, что он не взаимодействует с другими, как его ровесники, с ним невозможно вести диалог даже на уровне кивков и жестов».
Начались походы к специалистам, к тем, которые не отмахивались, что так бывает и все в порядке, поиски причины, занятия с логопедом, неврологом, и еще раз занятия. «Именно от занятий стал виден результат, появилась хоть какая речь, а от препаратов, которые назначали психологи и психиатры, были только ухудшения, – вспоминает Мария. – Возможно, потому, что диагноз так до конца и не ясен».
На детской площадке Сережа всегда сам по себе – ему не интересны другие дети, он их словно не замечает. Да даже в детском саду, где он знает всех, Сережа особенно не вступает в контакт, не играет. Если ему другой ребенок скажет «пока» вечером, Сережа ответит, но первым никогда говорить не будет.
«В садике девочки его просто обожают: то подойдут, обнимут, поцелуют, то конфетку принесут, развернут, положат в рот. А он съест, и продолжает не обращать на них внимания. Никакой ответной реакции, никаких “спасибо”. Я дома мужу говорю, что любят девочки всяких чудиков», – смеется Мария.
Он запомнил много слов. Но, например, если его спросить, что ты ел сейчас на ужин, он не ответит. Хотя знает слова «макароны», «котлета»… Слова не наполнены для Сережи смыслом. Речь у него – только заученные фразы, он запомнил, в каких случаях что нужно говорить, и произносит. Беседу поддержать не может, осмысленно произносит только «да», «нет», «хочу».
Чтобы помочь Сереже, перейдите по ссылке.
Пока мы общаемся с Марией, Сережа бегает по своей детской, качается на качалке-лошадке, висит на кольцах, прыгает, подбегает и обнимает маму. У Сережи – гипердинамическое нарушение поведения, и, кажется, он ни секунды не может посидеть на месте. Уже вечер, и после беседы мама пойдет его укладывать спать, и со стороны сложно понять, как ей это удастся сделать.
Вместе с Сережей Мария может зайти только в магазин у дома, где их знают. Иначе истерики не избежать. Он не понимает, что нужно стоять в очереди, что за покупку нужно заплатить. Если он хочет мороженого, то просто откроет в магазине холодильник, достанет мороженое и начнет есть. Никакие уговоры «Сережа, я не взяла денег на мороженое с собой» не помогут. Но Мария уже человек подготовленный, знает об этом и в подобные ситуации не попадает.
Кстати, покупка мороженого – один из ежедневных ритуалов, которые нельзя нарушать, иначе это сильно выбьет Сережу из состояния спокойствия. Среди таких ритуалов еще один: если он смотрит фильм или мультфильм и кто-то вдруг выключит телевизор до того, как закончились титры, – будет истерика. Если же мальчик досмотрел и титры до конца, сам отдает пульт.
Он может убегать на улице и побежать на проезжую часть (родители всегда наготове и не позволяют это сделать), отказывается заходить в кабинет врача в поликлинике, или, наоборот, стремится попасть туда без очереди. И все это сопровождается истериками и укоризненными взглядами сторонних людей, в которых явно читается, что вот, не умеет воспитывать. Но на подобные взгляды Мария внимания не обращает – не до этого!
«У него бывают периоды, когда он начинает бояться воды, – говорит Мария. – То есть то он шел в ванну с радостью, и его оттуда не вытащишь, а потом вдруг несколько месяцев подряд, когда надо идти в ванную, вырывается, плачет и кричит так, как будто с ним хотят сделать что-то ужасное».
Невролог поставила Серже РАС – расстройство аутического спектра, после чего было два месяца активных занятий с логопедами, психологом. Когда Мария вновь пришла к этому неврологу, был заметен прогресс: если раньше взгляд Сережи было почти невозможно поймать, то теперь можно посмотреть ему в глаза, и невролог диагноз сняла, оставив выраженную задержку психоречевого развития.
«Нас направили на обследование к генетику, – рассказывает Мария. – Часть мы сделали по полису ОМС, что-то за свой счет, но результаты не показали каких-то явных отклонений. И еще при самой первой встрече генетик мне сказала, что мы пройдём цикл обследований и, если результата не появится, будет необходимо дорогостоящее исследование. То самое, которого мы ждем и на которое мы очень надеемся. Оно покажет, есть ли поломка в генах, дающая задержку психо-речевого развития, что это за поломка. И это позволит назначить более точное лечение, скомпенсировать состояние, чтобы Сережа стал лучше себя чувствовать в этом мире».
Глядя на улыбающегося Сережу так хочется, чтобы он вышел из своего замкнутого мира в наш, тот, в котором ему предстоит жить. И чтобы ему здесь было хорошо, комфортно. Возможно, результаты анализа помогут специалистам подобрать правильный ключик и открыть Сереже дверь в наш мир.
Чтобы помочь Сереже, перейдите по ссылке.