История искусства не знает ни одного другого художника, чьи картины ценятся настолько высоко, вызывают так много споров о подлинности и так часто оказываются в полицейских хрониках. Рассказываем о трёх украденных шедеврах великого мастера.
История похищения картины «Мона Лиза»
«Мона Лиза» - одно из самых знаменитых произведений искусства, с которым знаком практически каждый человек. В 1911 году директор парижского Лувра Теофиль Омоль заявил, что картину настолько тщательно охраняют, что украсть её невозможно, как невозможно украсть колокол собора Парижской Богоматери. Тем не менее спустя всего год после этого громкого заявления картина была украдена, а Омоль подал в отставку.
Как же произошло преступление?
Долгие годы полиция не знала ответа на этот вопрос. Любопытно, что в числе подозреваемых были даже поэт Гийом Аполлинер и художник Пабло Пикассо, которые помогали в поимке преступника. Картину искали 2 года, и обнаружили благодаря глупости: вор решил продать «Джоконду» на аукционе.
Кто же им оказался и как ему удалось совершить похищение столь известной и охраняемой картины?
Вором оказался маляр Винченцо Перруджио, который работал в Лувре. В музее проходила инвентаризация, произведения снимали со стен, чтобы сделать фотографии, за бесценной картиной просто не уследили. Тогда маляр и взял её. При этом «Моны Лизы» не досчитались лишь сутки спустя. История кажется невероятной, но, возможно, она не так проста, как кажется.
Ведь в 1911 году с картины сделали 6 копий. Есть мнение, что оригинал «Джоконды» так и не найден, а в Лувре выставляется одна из копий, которую отдал полиции маляр, выдав за подлинник. Согласно этой теории, беглый 30-секундный осмотр картины, тщательно спрятанной под пуленепробиваемым стеклом, продиктован стремлением скрыть детали, которые могут выдать копию.
История картины «Мадонна с веретеном», которую никто не видел
Ещё одна картина да Винчи, оригинал которой окружен тайной, - «Мадонна с веретеном». На нём изображена молодая Дева Мария с младенцем Христом, который держит в руках веретено в виде распятия – одновременно деталь быта святого семейства и предсказание судьбы Иисуса, потому что веретено является символом жизненного пути.
Как утверждают историки, Леонардо написал картину в 1501 году. Тогда же неизвестный художник, предположительно подмастерье да Винчи, создал копию «Мадонны с веретеном». Эта копия попала в коллекцию британского герцога Бакклю, который утверждал, что владеет оригиналом. Но картину у герцога выкрали в 2003 году на глазах у новозеландских туристов. Те запаниковали, но грабители назвались полицейскими на учениях, и вынесли работу. Вернуть её удалось лишь четыре года спустя. Сейчас она находится в Национальной галерее Шотландии. А судьба оригинала так и остаётся загадкой.
История картины «Спаситель мира»
И ещё одна не менее таинственная история связана с самой дорогой картиной в истории. Её датируют 1500-м годом. Первые упоминания о ней связаны с королем Англии Карлом I, который жил в начале XVII века. Позднее незаконнорожденный сын графа Букингемского Карл Шеффилд выставил полотно на продажу. Много лет о картине ничего не было известно, пока её не обнаружили в доме одного из самых богатых людей Англии Фредерика Кука. Именно тогда работу принялись изучать искусствоведы и пришли к выводу, что это – копия.
В 2005 году полотно ушло с молотка на аукционе в США всего за 10.000 долларов. А в 2017 году российский бизнесмен и олигарх Дмитрий Рыболовлев продал картину на аукционе Christie’s в Нью-Йорке, но уже гораздо дороже – за 450 миллионов долларов, поскольку дорогостоящая и многолетняя экспертиза всё же доказала, что «Спасителя мира» написал Леонардо да Винчи.
Работу купил саудовский принц Бадер бин Абдулла бин Мохаммед бин Фархан Аль Сауд. В 2018 году её планировали выставить в филиале Лувра в Абу-Даби, но картина исчезла. Правда спустя год вновь обнаружилась, и не где-то, а на яхте всё того же принца, и, по сообщению источников, будет там до тех пор, пока власти Саудовской Аравии не построят культурный центр в регионе Эль-Ула, где картину можно будет экспонировать безопасно.