Найти в Дзене

"И, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой"

Как человеку с техническим складом ума и предпочитающим простую логику с вытекающими выводами один из другого, после многих лет жизни в церковной ограде, Господь привел меня к периоду коренного и критического переосмысления как знаний, накопившихся за много лет, так и определенного духовного опыта. Не боюсь писать "духовный опыт", так как и отрицательный духовный опыт тоже есть опыт.

Итак, более 20 лет назад Господь призвал меня возделывать виноградник, как в притче о работниках в винограднике:

"Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то́ же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что́ вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, полу́чите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе; разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных."(Мф. 20, 1-16)

Только недавно я стал осознавать, что не моя это была заслуга, что я познал Господа и стал верующим: ходить в храм, поститься, молиться, стараться жить по заповедям. Меня как слепого щенка Господь воззвал от мирской жизни и направил в Свой виноградник, из которого я не мог позволить себе уйти в прежнюю беззаботную жизнь и покинуть сие поприще. И сколько было по началу неофитских желаний: научить друзей, рассказать и наставить своих семейных, сколько было порывов уйти далеко, где только и может быть спасение - но только не в миру. А сколько было осуждения людей! Вот в храм не ходят, не молятся! И вот! О выход! Притча о работниках в винограднике помогла не осуждать других людей, которые просто в сердце верят в Бога в лучшем случае, как большинство, а также не возноситься самому в своем сердце от мысли какой я правильный или даже праведный!

Можно по-другому: тот факт, что вы читаете эту статью - уже есть заслуга Господа и промысел Господа о вас, тот факт, что я пишу ее - тоже от Господа. Вся наша вера, какая она есть в нас - от Господа и с каждого спроситься в той мере, в какой мере в нас было вложено и когда: чем раньше нас полностью Господь изменил и воззвал от мирской жизни и указал на путь спасения и чем больше при этом даровал знаний, веры, чувств, тем больше с нас будет спрошено. Чем дольше мы возделывали виноградник, и чем лучше у нас был инструмент, тем больше мы должны принести плодов в конце дня нашей жизни. И только если эти плоды нашей жизни будут соответствовать отведенному времени и нашим возможностям, только при этом условии мы получим динарий, т.е. жизнь вечную. От кого-то потребуется только один вздох в сторону Господа на смертном одре, когда Господь к нему придет и тот человек, всю жизнь будучи неверующим также получит динарий - жизнь вечную. И нам поэтому нисколько и никогда не стоит смотреть на других людей, только Господь знает и может измерить то количество веры, которое в нас Он вложил и то время, которое мы могли и должны были работать в винограднике. Мы могли годами читать Евангелие или другие книги о спасении, о Христе, но сердце наше оставалось холодным. И только когда как на Савла на нас посмотрел Господь и призвал - только тогда мы осознанно в себе сказали: Господь есть и теперь что-то должно измениться в нашей жизни.

Следующий вывод, который приходит все чаше на ум и в сердце, что раз это не моя-наша заслуга, что мы верующие, а Господь нас направил, то за нас наставленных Христос лично для нас распялся и уже второго раза для нас не будет - мы уже возведены на высочайшую ступень открытости Бога для нас, уже введены в виноградник, и теперь чтобы нас не постигла кара Господина, как для нерадеющих работников, мы уже должны полными корзинами выносить плоды преподанной нам веры. А с наших близких, друзей и родственников - не посещенных пока Господом, спрос намного меньше - по законам и заповедями ветхого завета. Их еще Господь не родил для Нового завета, еще не ввел в виноградник. Поэтому для нас осознающих себя христианами, сравнение себя с кем либо есть очень опасный путь. Кого-то Господь хранит как Савла для своего времени, и поэтому он глух и слеп пока для веры, и не вина человека в этом. Кого-то Господь ввел в виноградник, но уже на закате дня, с того человека может быть и перекреститься будет достаточно. А вот с нас, пишуших и читающих, лично с каждого, спрос будет десятерным.

Храня такой настрой в душе, мне намного легче стало не судить, не осуждать, не оценивать других, но направлять эту энергию на самого себя - высматривать свои бревна в своих глазах и начинать их ворочать, чтобы достать их.

Следующий вывод, к которому постепенно меня подвел Господь, состоит в том, что невозможно в "винограднике" работать и набирать "виноград", если постоянно не подкрепляться, если постоянно не вкушать Хлеба и не пить Вина.

Столько лет ходил я по винограднику и просто наслаждался тенью кустов и плодами виноградника, но не осознавал, что наступит конец дня и меня спросят, а где же плоды твоего труда? Будучи гордым и самонадеянным, и приписывающим в свои заслуги свою веру и свое нахождение в винограднике, я даже не удосуживался подумать, что присутствовать на работе не означает, что ты работаешь этой работой. Я даже с годами стал скучать пребывать в "винограднике" и посматривал за ограду - а как там люди живут и даже перелазил граду и покидал "виноградник", думая что останусь незамеченным. И получал наказание от Господина и Он снова ласково меня возвращал, пока наконец-то я не начал работать и пытаться набирать плоды. Но не тут-то было! Одно дело было просто гулять и кушать в свое удовольствие, а другое дело оказалось - собирать плоды. И с лестниц падаешь, все из корзины рассыпается и пропадает, и ягоды давишь и этим соком весь грязный становишься и глаза ест, и донести плоды не успеваешь, силы покидают. И сколько лет нужно было намучаться, чтобы понять, что только прибегая к Хлебу Живому и только пия Вино бессмертия, появляются силы что-то делать. Вдобавок оказалось, что очень быстро энергия кончается, когда работаешь, нужно постоянно "подкрепляться". И начав подкрепляться чаще, присутствуя на Трапезе, вместе с "принятием пищи" у Господина, я стал слышать, как Господин во время Трапезы и после нее рассказывает вкусивших не только о методах собирания плодов, но и указывает даже на ряды - кому куда идти, и что взять, и куда потом отнести. Походив на Трапезы немного, и пропустив всего одну, я вдруг ощутил, что даже не имею сил, чтобы прийти на следующую Трапезу, и провалялся в таком состоянии под кустом еще неделю. Но когда зной и жажда пересилили мою лень и мою немощь, только твердя, лишь бы дойти до Трапезы, лишь бы дойти, не упасть снова, я только подтянулся на руках за ветви винограда, откуда не возьмись подхватили меня за руки друзья-товарищи и понесли на крыльях к Трапезе. И уже с того раза, не смел я больше пропускать "приема пищи", а когда удавалось дополнительно подкрепиться, работать становилось настолько в радость, что как будто это уже и не работа вовсе, а сплошной праздник. И телеги с собранным виноградом только успевали отправляться - сам даже не знаю куда. Иногда Господин начал указывать, что нужно покинуть виноградник и отнести одну гроздь такому-то товарищу и показать ему иной вкус плодов. А иногда я стал помогать другим товарищам, которые лежали под кустами в винограднике годами и срывая по одной ягодке в месяц влачили таким образом свое существование: на расстоянии вытянутой руки ягод у них становилось все меньше, и некоторые из них совсем приходили в жалкое состояние. Я им говорил, что на таком питании долго не протянешь, а еще ведь и работать нужно! Давай я помогу тебе дойти до Трапезы, но чаще всего эти люди говорили, что 4 раза в год проезжает одна длинная телега полная таких же людей, что они залазят в нее и их везут до трапезы, а потом они снова побыстрее кто как, кто ползком, кто на четвереньках удаляются под свои любимые кусты, где снова предпочитают пребывать в нирване, подкрепляясь перепавшими ягодками и улетая в своих мечтах далеко-далеко. Но потом я вспоминал и свои годы бесполезного и беспомощного пребывания в "винограднике" и удивлялся, и как только Господин меня в те годы не выгнал или просто не казнил, ведь только этого я и заслуживал как вор и разбойник: ведь я ел виноград и не работал, и пользы никакой не приносил. Но Господин оказался настолько добрее и милее, чем я вообще мог бы себе представить, что Он терпел меня все эти годы и ждал, когда наконец-то я созрею до труда.

И теперь задаюсь я таким вопросом, почему Господин мне сразу не указал на то, что нужно работать, и на Трапезу и на то, как часто нужно подкрепляться, а только впустил в виноградник, и ждал все эти годы, когда я от случая к случаю садился за стол и потом редко возвращался? Наверное потому, чтобы теперь возникло огромное желание при случае, указать товарищам моим, что пребывание в винограднике не есть работа, а работа наступает только тогда, когда постоянно подкрепляешься и получаешь назидание за Трапезой от Господина, и чем чаще приступаешь, тем легче работать, и работа становится даже праздником, так радостно и легко она исполняется!