Найти в Дзене
Без шелухи. Marina Kon

"Жалкие ничтожные личности" на троне Византии

Не знаю, в каких еще землях на престол заносило столько никудышных правителей; по-моему Византия – уникальный социум, где почти каждый третий василевс пьяница, слабоумный, садист. Однако империя простояла 11 веков; везение, частая смена кадров или божий промысел ей помогали – кто как судит. Что до бога, в него тут верили истово. Даже отрубая члены, выкалывая глаза или снося головы. Фока, начало 7 века … Император сидел в ложе под балдахином и не мог сосредоточиться на скачках. Ему хотелось заткнуть уши, чтобы не слышать воплей на весь ипподром: «опять ты выпил чашу и смысл потерял!» Ему кричат. А он сегодня еще ни капли в рот не брал. Эти ребята из цирковой партии зеленых, прасины – народ отчаянный. Фока уважает отчаянных, когда те не выбивают у него из-под зада трон. Император сдвигает кустистые брови, и без того сросшиеся на переносице. Его власть шатается, как галера в бурю; с прасинами в Константинополе надо разобраться. Расправа быстра: крикунов хватают, многих оскопляют, четверту

Не знаю, в каких еще землях на престол заносило столько никудышных правителей; по-моему Византия – уникальный социум, где почти каждый третий василевс пьяница, слабоумный, садист. Однако империя простояла 11 веков; везение, частая смена кадров или божий промысел ей помогали – кто как судит. Что до бога, в него тут верили истово. Даже отрубая члены, выкалывая глаза или снося головы.

Фока, начало 7 века

… Император сидел в ложе под балдахином и не мог сосредоточиться на скачках. Ему хотелось заткнуть уши, чтобы не слышать воплей на весь ипподром: «опять ты выпил чашу и смысл потерял!» Ему кричат. А он сегодня еще ни капли в рот не брал. Эти ребята из цирковой партии зеленых, прасины – народ отчаянный. Фока уважает отчаянных, когда те не выбивают у него из-под зада трон. Император сдвигает кустистые брови, и без того сросшиеся на переносице. Его власть шатается, как галера в бурю; с прасинами в Константинополе надо разобраться.

Ипподром в Константинополе. https://www.sorbiona.com/wp-content/uploads/2017/03/Constantinople-Hipodrom-Istanbul.jpg
Ипподром в Константинополе. https://www.sorbiona.com/wp-content/uploads/2017/03/Constantinople-Hipodrom-Istanbul.jpg

Расправа быстра: крикунов хватают, многих оскопляют, четвертуют; отрубленные члены развешивают здесь же, на столбах ипподрома. В море летят мешки, они вопят и извиваются… Надолго ромеи запомнят эти скачки.

Фока, обычный сотник в Дунайской армии, грубый и необразованный, был среди солдат популярен. Еще больше его зауважали, когда он поругался с императором Маврикием: группа вояк пришла во дворец с жалобами, на тайном совете Фока говорил с василевсом резко, перебивая. За что был бит одним из патрикиев и покинул дворец с ощипанной бородой. То есть, пострадал за правду. Дальше по накатанной: мятеж в легионах, бунт в Константинополе, смена власти. Кстати, прасины тогда Фоку поддержали.

Фока на монетах. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ed/Phocas_cons.jpg
Фока на монетах. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ed/Phocas_cons.jpg

И вот он император – маленький, рыжий, злобный, с рубцом на щеке. Пьяница и развратник. В законах ничего не смыслит, да и зачем ему законы? И без них ясно, что делать. Сначала Фока рубит головы Маврикию и пяти его сыновьям, потом казнит его жену и троих дочерей; убивает другую родню и царедворцев. Наконец доходит очередь до союзников: а вдруг сместят?

Фока бездарно воюет с персами, теряет земли. Его клянут даже те, кто поддерживал – чернь, из которой он сам вышел. После бойни на ипподроме вспыхивает бунт, к столице идет африканский флот. Фоку хватают, рубят ему голову, руки-ноги, тело тащат по Бычьему форуму и сжигают. За 8 лет деспот всем осточертел.

Михаил Пьяница, 9 век

Тоже из низов, зато сын достойного государственного мужа – императора Феофила. Тот рано умер, с трех лет Михаил номинально правил империей. Вырос, возмужал – и поставил на имперское хозяйство своего дядю, патрикия Варду. А сам пустился во все тяжкие.

Михаил III Пьяница. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2046228/pub_5ff7ba69fe4e686f6adb82cd_5ff7bb22fe4e686f6adbb625/scale_1200
Михаил III Пьяница. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2046228/pub_5ff7ba69fe4e686f6adb82cd_5ff7bb22fe4e686f6adbb625/scale_1200

Вокруг василевса сколотилась компашка похабников и бездельников: что ни день – пьянки, блуд, пошлые байки, сквернословие. Родители оставили отпрыску полную казну – Михаил спустил почти все золото на попойки и подарки собутыльникам. Вместе они издевались над церковными обрядами: одевались монахами, проводили шутовские службы, причащали перцем с горчицей. Пробовал император воевать с арабами – еле ноги унес. Да ну ее, воинскую славу; гулять-пировать куда веселее.

А кесарь Варда толково правит империей, сглаживая косяки племянника. Но Варде осталось недолго: фаворит Михаила, Василий Македонянин, клевещет на него императору, тот велит кесаря убить. Конечно, Василий занимает его место. Потом готовит заговор против благодетеля. Удар ножа в спальне обрывает жизнь 28-летнего Михаила. Кому он нужен, Пьяница…

Юстин, 6 век

… Мешок с деньгами оттягивал руку, но рука у Юстина, иллирийского крестьянина, крепкая. Да и ноша не так тяжела, коль себе на пользу. Этим золотом дворцовому стражнику Юстину поручено подкупить нужных людей, чтобы те возвели на престол Византии Феокрита. Но у хитрого иллирийца свой план: он подкупит других людей и сам возьмет власть.

Юстин на монете. https://en.numista.com/catalogue/photos/byzance/619-original.jpg
Юстин на монете. https://en.numista.com/catalogue/photos/byzance/619-original.jpg

Получилось. Феокрит и его сторонники казнены, империей отныне правит неграмотный василевс. Такого у ромеев отродясь не бывало; Юстин подписывает документы, обводя прорезь в дощечке. Он мало смыслит в законах, за него их издает царедворец Прокл.

И жена у Юстина ему под стать. Знакомьтесь: бывшая рабыня Луппикина, о которой язвительный Прокопий пишет: женщина без достоинств. Но более объективные авторы подчеркивают ее скромность и благочестие. Она войдет в историю под христианским именем Евфимия и будет причислена к святым.

А править Юстину уже недолго – он сел на трон в почтенном возрасте, 67 лет. Дотянул до 77. В последние годы страдал слабоумием, над ним все потешались. Но империя в безопасности, потому что еще при жизни Юстина все дела берет в свои умелые руки его племянник Юстиниан. Он станет одним из величайших византийских владык.

Автор – Марина Туманова

На обложке: https://i.pinimg.com/originals/05/08/eb/0508eb8687375d7d15269bcb845ecdfd.jpg