Найти в Дзене
Георгий | Психолог

Как заявить о своих потребностях? 4 шага ННО

Что есть «ненасильственное общение» (ННО)? Как пишет автор данной концепции Маршалл Розенберг: «ННО – это способ общения, который позволяет нам отдавать от сердца». По его мнению, отношения между людьми предстают в новом свете, когда мы пользуемся ННО, чтобы понимать, как свои, так и чужие важнейшие потребности.

Это способ общения, при котором мы можем экологично, без критики, упрёков и обвинений сообщить о своих потребностях и попросить другого человека помочь нам их удовлетворить.

Процесс ненасильственного общения включает в себя 4 компонента, а именно:

1. Наблюдение;

2. Чувства;

3. Потребности;

4. Просьба.

Теперь поподробней о каждом из компонентов.

-2

Наблюдение. На этом этапе мы говорим о каком-то объективном факте действий и поступков людей. Без каких-либо оценивающих суждений, приукрашиваний и добавлений от себя (например, попытки угадать мысли, чувства или намерения другого человека).

Например: «Ты такой ленивый», «Не злись», «Почему ты всегда против?» или даже «он хороший человек». Все эти высказывания лишь показывают ваше отношение или реакцию на человека/его поступок.

В концепции ННО правильно было бы сказать: «Ты лежишь на диване 6 часов и ещё не выполнил мою просьбу», «Ты ударил кулаком по столу и повысил голос» и т.д.

Чувства. На этом этапе мы высказываем те чувства, которые возникли у нас в ответ на произошедшее. Здесь важно уточнить, что это должны быть именно ваши ЧУВСТВА, а не мысли или оценочные суждения. То есть, это может быть страх, злость, грусть, раздражение, веселье, горе и т.д. Ваше высказывание на этом этапе не должно быть интерпретацией поведения другого человека.

Однако часто происходит путаница, и люди говорят что-то вроде: «Я чувствую, что вам всё равно», «Я чувствую, что вы меня недооцениваете», «Я чувствую, что ты меня не любишь» и т.д.

В концепции ННО правильно было бы сказать: «Ты прочитал моё сообщение и не отвечаешь уже 30 минут, от этого мне становится грустно», «Ты сказал мне ..., когда я говорил по телефону, из-за этого я почувствовал раздражение».

Потребность. На этом этапе мы говорим о тех потребностях, которые лежат в основе возникших чувств. Это могут быть различные потребности, например: потребность в принятии, в уважении, во внимании, в отдыхе, в независимости и т.д. При этом наши потребности никогда не связаны с поведением других людей, то есть то, что делает или говорит другой человек – это стимул возникновения чувств, но не причина.

Для выработки навыка подобных высказываний могут помочь постоянные связки ваших чувств и потребностей: «я чувствую ..., потому что я ...». Например: «я чувствую радость после победы, потому что я показал, на что я способен».

Важно здесь не перекладывать ответственность за возникшие у ВАС чувства на других людей, а связывать их лишь с ВАШИМИ собственными потребностями. Так, неверно было бы сказать: «Мне грустно, когда ты не здороваешься со мной» или «Я рад, потому что ты мне улыбнулась».

В концепции ННО правильно было бы сказать: «Когда ты проходишь мимо меня и не здороваешься, мне становится грустно, потому что я хочу, чтобы ко мне относились с вниманием и уважением».

Просьба. На этом этапе мы просим человека о тех конкретных действиях, которые нам хотелось бы, чтобы он совершил или совершал, для удовлетворения наших потребностей. Важно помнить, что это лишь просьба к другому человеку, а не требование или приказ, и он вправе отказать нам, если это не соотносится с его взглядами или блокирует его собственные потребности.

Наши просьбы в идеале должны: быть в позитивной формулировке (без «не»); указывать на конкретные действия, которые нам хотелось бы, чтобы человек выполнял; являться сознательными (не просто слова в воздух). Насчёт последнего пункта уточню, что это должны быть именно просьбы к конкретному человеку, а не посыл во Вселенную, например: «вот бы кто-нибудь открыл окно», «как же здесь шумно» и т.д.

Полезная рекомендация: после всего сказанного вы могли бы попросить вашего собеседника повторить вашу просьбу, чтобы понять, правильно ли он услышал и воспринял её. Сначала это может казаться странным для других, однако это очень удобно, если вы хотите избежать недопониманий. Так, ваша просьба «сходи, пожалуйста, в магазин» не будет услышана как: «хватит сидеть и пялиться в телевизор».

В случае высказанных неосознанно просьб, собеседник может не догадаться, чего вы ждёте от него. Проблемы могут возникнуть, если вы скажете что-то вроде: «Я хочу, чтобы ты был более внимателен», «будь со мной более открытым», «не ленись».

В концепции ННО правильно было бы сказать: «Выключай, пожалуйста, свет, когда уходишь их дома», «Я хочу, чтобы ты помыл посуду».

-3

Подводя итог, ещё раз повторю полную связку компонентов ННО.

Во-первых, объективное наблюдение, факт какого-либо действия, во-вторых, чувства, которые возникли у нас, в-третьих, те потребности, которые не были удовлетворены, и в-четвёртых, просьба, то, чего мы ждём от другого человека.

Применение данной концепции в общении с людьми поможет вам: признавать ответственность за ваши чувства, отделять ваши чувства от поведения других людей, не оценивать людей и не критиковать их. Конечно, это не полный список положительных моментов данной концепции.

Благодарю за то, что прочитали эту статью.

Применяете ли вы данную концепцию в вашем общении? Полезна ли она на ваш взгляд? Поделитесь вашим мнением в комментариях.