Появилась в сентябре 1830 года, между прочим, первая в мире железная дорога с регулярными поездами и вокзалами! Поезда были очень неудобными, совсем не такими, как мы представляем себе по фильмам. Вагоны имели короткую колесную базу, подвески не было, поэтому вагоны постоянно дергались и подпрыгивали. Общего коридора не было, войдя в одно купе вы оставались там на всю поездку, никаких тебе походов в туалет или в вагон- ресторан. Средняя скорость поезда не превышала 50 км/ч.
Изначально, я не собиралась писать про железную дорогу, но читая книгу «Трое в лодке, не считая собаки» наткнулась на прекрасное описание того, как работали вокзалы и ходили поезда при полном отсутствии расписаний. Первый общегосударственный сборник расписаний поездов был напечатан в 1839 году, но легче от этого не стало, так как существовало огромное количество железнодорожных компаний, которые плохо сотрудничали между собой и расписания постоянно путались. Тот самый отрывок:
«Мы прибыли на вокзал Ватерлоо в одиннадцать часов и спросили, откуда отходит поезд в одиннадцать пять.
Никто, разумеется, не знал; на вокзале Ватерлоо никто никогда не знает, откуда отойдет поезд или куда он отправится, когда отойдет, ни вообще ничего, что касается поездов. Носильщик, взявший наши вещи, полагал, что он отойдет с платформы No 2, тогда как другой носильщик, с которым он обсуждал вопрос, слыхал, будто поезд отбудет с платформы No 1. С другой стороны, начальник станции был убежден, что поезд отходит от пригородной платформы.
Чтобы положить конец недоумению, мы поднялись наверх и спросили инспектора движения, и он сказал нам, что только что встретил человека, сказавшего, что только что встретил человека, сказавшего, что видел поезд на платформе No 3. Мы отправились на платформу No 3, но тамошнее начальство объявило, что, по их мнению, этот поезд должен скорее быть саутгемптонским экспрессом либо виндзорским окружным. В одном они были уверены, что это не кингстонский поезд, хотя и не сумели сказать, почему они в этом уверены.
Тогда наш носильщик заявил, что поезд, может быть, находится на верхней платформе: ему сдается, что он знает этот поезд. Мы, следовательно, отправились на верхнюю платформу, обратились к машинисту и спросили его, едет ли он в Кингстон. Он отвечал, что наверняка сказать, разумеется, не может, но, должно быть, это так. Во всяком случае, если он — не 11.05 в Кингстоне, то почти наверное 9.32 в Вирджиния-Уотер, или же десятичасовой экспресс на остров Уайт, или вообще что-нибудь в этом направлении, и что мы все узнаем, когда приедем на место. Мы сунули полкроны ему в руку и попросили его отбыть 11.05 в Кингстон.
— Никто никогда не узнает на этой линии,— сказали мы,— что вы такое или куда идете. Дорогу вы знаете, ускользните втихомолку и отправляйтесь в Кингстон.
— Право, не знаю, господа,— сказал благородный малый,— полагаю, что какому-нибудь поезду да надо пробраться в Кингстон, и я спроворю дело. Давайте сюда полкроны.»