Переплёт – это защитное обрамление книги, призванное сохранить печатную информацию, расположенную на сшитых или склеенных листах. Чем надёжнее выполнен переплёт, тем дольше книга прослужит читателю. Поэтому многие полиграфические предприятия, которые заинтересованы в том, чтобы интеллектуальное наследие человечества переходило из поколения в поколение, оснащают издание твёрдым переплётом. Такой оболочкой защищают и другие виды печатной продукции: ежедневники, альбомы, каталоги, т.е. продукцию, предназначенную к пользованию на длительное время. Современная типография использует несколько видов твёрдого переплёта – всё зависит от тонкостей заказа и нюансов его исполнения.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ТВЁРДОГО ПЕРЕПЛЁТА
Твёрдый переплёт состоит из двух плотных картонных крышек, которые крепятся к блоку книги на форзац и нахзац. Для лучшего закрепления форзаца и нахзаца к обложке производится прессовка, продолжительность которой зависит от толщины и формата книги. В среднем это время занимает от шести до десяти часов.
Чем выше плотность и толщина картона, чем качественнее бумага и прочие материалы, используемые для полиграфии, тем долговечнее будет продукт, выходящий в свет в твёрдом переплёте. В связи с этим единственным недостатком изделия будет его вес в сравнении с аналогом в мягкой обложке. Неоспоримые же многочисленные преимущества твёрдого переплёта можно выделить следующие:
- долговечность;
- презентабельность;
- комфорт при чтении
- широкий спектр применения;
- богатые возможности для эстетического оформления;
- идеальный вариант для подарка.
Издание в твёрдом переплёте всегда приятно взять в руки и ощутить монументальность труда писателя вкупе с ароматом нежной целлюлозы и типографской свежей краски с тонкими нотками бумвинила или ледерина. Никакой монитор компьютера не сравнится с живой книгой.
Преимуществами мягкой обложки являются её бюджетность. Брошюры в мягких переплётах можно читать в любых бытовых условиях, бесконечно передавать из рук в руки, такие издания мало весят и не занимают много места. Но такие плюсы имеют достаточно условный характер, ведь стоящая книга покупается не на один день – она передаётся из поколения в поколение. Книгу в мягкой обложке, как правило, ждёт переработка, а книгу в хорошем твёрдом переплёте – долгая счастливая жизнь.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТВЁРДОГО ПЕРЕПЛЁТА
Книжный переплёт 7бц – это переплёт из единого отреза цельного материала целлофанированного (ламинированного) матовой или глянцевой полимерной плёнкой. Он получается путём проклеивания обеих крышек и корешка переплёта внутрь запечатанной бумаги. Корешок же проклеивается тканью или марлей, что способствует дополнительной прочности блока. В данном случае лучше использовать мелованную бумагу, поскольку рисунок и печать отражаются более контрастно и правильно.
7Б – переплёт, который получается при склеивании двух картонных крышек и корешка внутрь предварительно подготовленной бумаги. Для упрочнения корешок также проклеивается материей либо марлей. Сегодня продукция в переплёте 7Б радикально отличается от первоначальных предшественников, т.к. полиграфические предприятия используют современные материалы и передовое оборудование.
№7 – старейший вид переплёта. Книги в традиционном переплёте есть в каждой семье. В них в качестве покрытия использовался ледерин, коленкор, бумвинил, баладек или балакрон. При производстве переплёта №7 две крышки и корешок клеятся внутрь переплётного материала. Корешок проклеивается материей или марлей.
Интегральный переплёт практически не отличается внешним видом от других твёрдых переплётов. Но его плотность и конструкция позволяет уменьшить вес полиграфического продукта и снижает его себестоимость. Технология изготовления базируется на том, что заготовка интегральника вырубается по лекалу с нанесением контурной бороздки и ламинируется. Плотность обложки варьируется в зависимости от толщины выбранного картона. У интегрального переплёта есть ещё одно несомненное достоинство. Оно заключается в отличной устойчивости к износу.
ПЕРЕПЛЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
К основным переплётным материалам относятся:
- Мучной или желатиновый клей
Данная субстанция не токсична, биологически разложима, проста в производстве и обладает высокими схватывающими качествами. Для улучшения клеящей способности может добавляться клей ПВА.
- Картон
Картон для переплёта должен обладать такими свойствами как прочность, стойкость к изменению формы под действием окружающей среды, способность к впитыванию и лёгкая рассекаемость при непосредственной резке. В современной полиграфии при изготовлении переплётов используют сверхлёгкий, графический или трёхслойный картон.
- Покровный материал
Покровные материалы классифицируются по пяти подгруппам:
- бумажные переплёты;
- переплёты из искусственной кожи;
- флокированные переплёты;
- синтетические и тканевые переплёты на целлюлозе;
- переплёты на тканевой основе.
При изготовлении эксклюзивной продукции покрытие может быть выполнено из натуральной кожи.
- Бумага
Для форзацев применяют форзацную бумагу.
Обложечная бумага предназначена для производства обложки брошюрного блока и цельнобумажных или сложносоставных крышек.
Для изготовления слизур и отставов необходима плотная серая или белая бумага, либо тонкослойный картон.
Газетной бумагой оклеивают корешки.
- Шёлковыми нитями, шнурами, скобами скрепляют книжные тетрадки. Здесь каптал несёт сугубо эстетическую функцию – он закрывает корешок. Это придаёт книге в твёрдом переплёте законченный гармоничный вид.
- При тиснении используют сусальное золото или цветную фольгу.
СОЗДАНИЕ ТВЁРДОГО ПЕРЕПЛЁТА
Самым надёжным считается твёрдый ниткошвейный переплёт. В данном случае используется переплётная крышка особой жёсткости и предназначается для производства книг любой толщины. Создание такого переплёта проводится в несколько этапов по следующему порядку:
- разрезанный на 16 или 32 страницы лист собирается в тетрадки согласно нумерации;
- тетради сшиваются между собой;
- с внешних сторон тетрадей клеятся форзац и нахзац из плотной бумаги;
- трёхсторонняя обрезка блока;
- прошитый корешок проклеивается;
- обработка корешка на специальном станке для улучшения разворачиваемости и раскрываемости книги после скрепления её с обложкой;
- обёртка корешка тканым материалом;
- во избежание деформации жёсткие крышки изготавливаются с параллельным корешку отливом. Крышки обтягиваются отделочными материалами (тканью, кожей и т.д.), которые в итоге придают изданию красивый внешний вид;
- на специальном оборудовании блок вставляется в переплётные крышки, где происходит склеивание с форзацами;
- гидравлическая прессовка с целью просушки, финишного закрепления и предотвращения коробления.
Более дешёвым, но тоже достаточно надёжным считается метод, основанный на клеевом бесшовном соединении. Только для улучшения раскрываемости книги используется не закругление, а штриховка. Клейка каптала производится по обоим методам и призвана украсить книгу, альбом, дневник, диплом и пр.
РАСШИВКА ТВЁРДОГО ПЕРЕПЛЁТА
При сборке блока могут наблюдаться ошибки при компоновке тетрадок и страниц. В таких случаях требуется расшивка.
Если изделие изготовлено по методам, где применяется проклеивание и сшивание, то провести расшивку безболезненно невозможно, поскольку велик риск повреждения крышек и всего блока в целом – эти способы не предполагают повторной эксплуатации. В крайнем случае, повреждённую обложку можно заменить на новую.
Расшивка твёрдого переплёта производится легко, если изделие с прошивкой на металлических каналах. Это делается на минипереплётчике с использованием клина и рукоятки.
Благодаря технологии металбинд существует возможность срочной сшивки и расшивки материалов для переплёта.
Услуга срочного переплёта востребована у студентов, готовящих курсовые и дипломные работы, в организациях, где переплетаются архивы, проекты и бухгалтерские документы. Необходим переплётчик и в творческой среде для переплёта художественных произведений, блокнотов, фотоальбомов, тетрадей и ежедневников.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Книги в твёрдом переплёте перешли к нам из далёкого прошлого, и сегодня нарядная оболочка осталась актуальной, несмотря на прошедшие времена и эпохи. Искусство мастеров-переплётчиков по-прежнему высоко оценивается современниками, ведь во всех печатных изданиях зиждется душа, и они доставляют истинное эстетическое наслаждение.