Никому не пожелаю оказаться в ситуации, когда в магазине по вашей вине разбивается бутылка с алкоголем. Как-то раз вначале 2000-х годов разбил дорогущий коньяк за 1500 рублей. По тем меркам, это были немаленькие деньги.
Подбегает ко мне продавец и озверевшим голосом зовёт охранника. Тот хватает меня за руку и не разобравшись в ситуации отводит в комнату, где установлены камеры. Пересмотрев на экране, что произошло, он тут же попросил извинения. Оказывается, перед тем, как я поскользнулся и случайно задел плечом стеллаж с бутылкой, уборщица вытерла пол и оставила много воды.
Да и вообще, в российских магазинах ежедневно разбиваются десятки, а то и сотни бутылок с алкоголем. Откуда я это знаю? Лучшая подруга моей супруги на протяжении 20 лет работала продавцом в супермаркете. Она доходчиво объяснила мне, что делать в ситуации, если вы случайно разбили бутылку с алкоголем. Как правило, многие паникуют и забывают о самом главном - сохранять спокойствие и помнить о правах потребителей.
Что делать, если случайным образом разбили бутылку с алкоголем?
Представим ситуацию. Вы пришли в магазин после работы и хотите купить несколько бутылок пива. Заходите в отдел с алкоголем, в котором уже собралось около десятка или даже двух людей. Проход тесный. Приходится чуть ли не проталкиваться через людей или вовсе ходить боком. И тут вы задеваете стеллаж с пивом, с которого падает на плитку несколько бутылок с пивом. Они разбиваются. Кто виноват в этой ситуации? Давайте разбираться.
Для этого открываем Гражданский кодекс РФ и находим 459 статью о Переходе риска случайной гибели товара, в которой идёт речь о том, что потенциальный покупатель не обязан платить за испорченный товар до момента его покупки. То есть, пока не заплатили свои деньги на кассе и не получили товарный чек, вы не несёте никакой ответственности за товар.
Есть другая сторона медали, о которой многие не знают. Представим другую ситуацию. Группа выпивших молодых людей зашла в супермаркет и начали вести себя неподобающим образом, специально сбрасывая с полок бутылки с алкоголем. Поверьте, лично был свидетелем подобной истории.
Обязаны ли они будут заплатить какой-то штраф или все затраты останутся на плечах магазина? И тут в силу вступает 42 пункт Федеральных правил розничной торговли, который гласит о том, что если вред товару причинён по вине покупателя, то есть, специально или преднамеренно, он несёт за него материальную ответственность.
Как и в любом законодательстве есть несколько нюансов, о которых большинство покупателей не знает, потому что ни разу не сталкивались с подобной ситуацией. И сейчас о них я расскажу.
Разбил бутылку с алкоголем - когда должен и не должен платить?
Во-первых, вы не должны платить за испорченный товар в том случае, если в магазине расстояние между стеллажами составляет меньше 1.4 м. Бывает, в таком узком проходе оставляют коробки с товарами или тележки, что даже пройти трудно. Если вы окажетесь в подобной ситуации, ссылайтесь на ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий».
Во-вторых, в торговом зале пол должен оставаться сухим или если он мокрый, то должна находится специальная табличка или ограждение. Если вы поскользнулись, выронили бутылку или задели полку с алкоголем, это вина магазина, никак не ваша.
В-третьих, вы не должны платить за разбитую бутылку с алкоголем, если она стояла не устойчиво. Например, продавцы расставляют бутылки таким образом, когда передние находятся практически на краю полки. И если её задеть, вся конструкция может посыпаться.
А когда необходимо платить за товар? Тут всё намного проще. Например, вы взяли бутылку с водкой, идёте на кассу, но она выпала у вас из руки из-за неосторожности и разбилась. Вот тогда придётся за неё заплатить. Или когда специально нанесли вред товару.
Вот такую информацию я узнал от бывшего работника супермаркета. Если она была полезна и интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Всем удачи и хорошего настроения!