Найти тему
ИстПросвет

Бои за "проклятую Лялю" или как положить тьму людей с той и с другой стороны

Ожесточённые бои за село Лелявино развернулись зимой 1942 года во время Любанской наступательной операции войск Волховского и Ленинградского фронтов. Командование планировало уничтожить группировку противника, состоявшую из 17 дивизий группы армий "Север", выйти в тыл к немцам и деблокировать Ленинград. Однако планы Генштаба провалились...

Неудача операции и его причины

Вторая Ударная армия прорвала оборону противника в районе Мясного Бора и завязла в глубоких снегах, не дойдя до Любани. Справа от неё завязли части других советских армий. К концу января стало ясно, что Любанская операция провалилась. Хотя преимущество в силах, вроде бы, было на нашей стороне.

Согласно мемуарам командующего Волховским фронтом К.А. Мерецкова, общее соотношение сил (кроме танков) было в нашу пользу: в людях в 1,5 раза, в орудиях и миномётах - в 1,6 раза, в самолётах - в 1,3 раза. Однако в действительности это преимущество сводилось на нет слабым обеспечением фронта средствами вооружения, нехваткой боеприпасов и других видов снабжения, низкой технической оснащённостью войск и их неудовлетворительной боевой подготовкой.

Зимние бои 1942 года
Зимние бои 1942 года

Мнение боевого офицера

Как пишет фронтовик и участник описываемых событий красный офицер М.И. Сукнев, формальный перевес над противником становился бесполезным из-за недостатка снарядов. Танков было слишком мало, чтобы поддерживать пехоту. Во 2-й Ударной и 52-й армиях совсем не было танков к началу операции. Полки всех армий были пехотными. Тягловая сила - лошади. Самолёты были, в основном, устаревших конструкций. В общий зачёт шли фанерные бомбардировщики У-2.

Если взять немцев, то у них дела обстояли лучше. Имелось автоматическое оружие, автомобили, тягачи, средства связи и сигнализации.

Штык и граната

Исходя из всего этого, наша пехота, не имея поддержки танками и авиацией, в основном, шла на противника со штыком и гранатой. Там, где поддержку удавалось организовать, дела шли значительно лучше, но общей картины это не меняло.

Участник боёв под Лелявино и автор мемуаров М.И. Сукнев (1919-2004)
Участник боёв под Лелявино и автор мемуаров М.И. Сукнев (1919-2004)

Село Лелявино

Во время отхода 305-й дивизии к Заполью группа красноармейцев и командиров в 200 человек, пройдя по льду Волхова, скорым шагом и бегом вошли в пылающее пожарами село Лелявино. Убитых вокруг было так много, что пробираться между телами приходилось с трудом. Через 300 метров отряд вошёл в село Заполье и встретился с отступающими сибиряками из 305-й дивизии.

В это время немцы, выбитые из Заполья, перешли в контратаку, густо обстреливая село из миномётов. Уставшим, плохо вооружённым бойцам противостояла "Голубая дивизия" вермахта. Делать было нечего - пришлось отступать обратно в Лелявино. По воспоминаниям М.И. Сукнева, он прикрывал отход отряда из ручного пулемёта. Бил он без промаха, попадая даже по ночным силуэтам. Недаром, обучаясь в полковой школе, он брал призовые места по Забайкальскому военному округу в стрельбе из ручного пулемёта Дегтярёва.

Нейтральная полоса

Оказавшись в Лелявино, бойцы заняли траншеи, выкопанные нашими войсками ещё при отступлении в августе 1941 года. Здесь, на окраине Лелявино, образовалась нейтральная полоса левобережного плацдарма. Немцы укрепились в Заполье. Расстояние - 300 метров. Начались длительные затяжные бои.

Немцы до Лелявино так и не дошли. Всего за время обороны их было уничтожено на этом участке до 5 тысяч солдат и офицеров. Но и собственные потери были велики. Убитых при отступлении от железной дороги Новгород - Чудово и перед селом Лелявино было не меньше, чем у противника.

Война глазами современного режиссёра. Кадр из фильма "Ржев"
Война глазами современного режиссёра. Кадр из фильма "Ржев"

"Проклятая Ляля"

Солдаты прозвали село Лелявино "проклятая Ляля". Рассказы о нём ходили по всему фронту. Как пишет М.И. Сукнев, "кровавая дорога от Волхова и "Ляли" тянулась до Больших и Малых Вишер в госпитали 52-ё армии и фронта. Везли раненых навалом на крытых брезентом грузовиках. Сквозь щели днищ кузовов струилась, застывая в воздухе. Мороз доходил ночами за минус сорок". И дальше:

"Фрицы остановились, захлебнулись в собственной крови перед нашим Лелявинским плацдармом, точнее, "пятаком", одним из тех, которые позднее будут называться "малыми землями" в угоду генсеку Брежневу". Но это уже другая история.

Источник: Сукнев М.И. Записки командира штрафбата.

Если статья вам понравилась, ставьте лайки, пишите комментарии и будьте здоровы

О неточностях и опечатках просьба сообщить автору