Найти тему

Нужен ли российским женщинам французский феминизм?

Большинство российских женщин искренно недоумевают, когда слышат призывы современных европейских феминисток к борьбе за равенство в правах между мужчинами и женщинами. Это, вообще, о чем?

Вот уже более века, как в России официально провозглашено равноправие полов. За это время российские женщины абсолютно утвердились в этой позиции не только в общественной жизни, но, что намного важнее, в собственной голове. В такой степени, что без преувеличения можно констатировать: в России усредненная женщина намного «самодостаточнее» усредненного мужчины.

Об этом очень образно написал поэт Роберт Рождественский :

« Мне с тобою – такой уверенной –

трудно очень.

Хоть нарочно, хоть на мгновенье –

я прошу тебя, робея, - помоги мне в себя поверить,

стань слабее».

А вот во Франции картинка совершенно иная.

Чтобы было понятнее, приведу несколько фактов.

Женщины получили избирательное право в России в 1917 году, а во Франции – в 1944.

Во Франции до 1938 года действовал Гражданский Кодекс, ставивший замужнюю женщину в полную зависимость от мужа: «Муж обязан оказывать покровительство жене, жена – подчиняться мужу».

Только с 1965 года замужние женщины Франции смогли устраиваться на работу без разрешения мужа.

Право на аборт получили в 1975 году.

Так что женщинам Франции предстоит еще длинный путь для достижения истинного «гендерного равноправия».

Повседневно общаясь с француженками, с прискорбием вижу, что основное «неравноправие» сосредоточено в их головах: они не мыслят себя без мужской поддержки, как в быту, так и в профессиональной деятельности. Печально!

Наверное, именно поэтому во Франции так популярны всевозможные мероприятия, рассказывающие о женщинах, сумевших утвердиться в качестве «самостоятельных индивидуальностей».

Сегодня в моей любимой Национальной библиотеке Франции как раз проходит подобная конференция на тему: « Французская принцесса психоанализа».

В центре обсуждения – неординарная личность: Мари Бонапарт, внучка племянника Наполеона Бонапарта.

В 1923 году Мари прочитала «Введение в психоанализ» Зигмунда Фрейда и со свойственной ей решимостью добилась, чтобы Фрейд принял ее как пациентку и провел с ней несколько курсов лечения с 1925 по 1929 год. Позже эта женщина стала его близкой подругой и ученицей. Она помогла ему покинуть нацистскую Австрию вместе с семьей в 1938 году.

Мария Бонапарт и Зигмунд Фрейд  прибывают из Вены в Париж в 1938 году. • Фото: AFP
Мария Бонапарт и Зигмунд Фрейд прибывают из Вены в Париж в 1938 году. • Фото: AFP

В 1926 году Мари Бонапарт стала одним из членов-учредителей Парижского психоаналитического общества, а в следующем году субсидировала первый французский психоаналитический обзор: « Французское психиатрическое обозрение».

Она не только перевела труды Фрейда на французский язык, но и вела собственные исследования в этой области. Мари стоит у истоков амбициозной и оригинальной программы по изучению женского сексуального удовольствия, в которой сочетаются психоанализ, сексология и этнология: Она предвосхищает развитие сексологии в 1960-х, в том числе путем использования собственного тела в качестве объекта научных экспериментов таких, как вагинопластика и хирургия клитора.

#общество

#знаменитости

#психология

#история

#франция