Найти в Дзене
Русский паровоз

Что мощнее? Электровоз, тепловоз или паровоз?

Доброго времени суток, мои дорогие подписчики и те, кто на моём канале впервые! В прошлый раз я предлагал Вашему вниманию подборку самых мощных электровозов, созданных в СССР (ссылка на статью: https://zen.yandex.ru/media/id/618d7327c4927b5100957c13/top-5-samyh-moscnyh-elektrovozov-sssr-620010c0478744468760f011?&). Конечно же, у многих возникает закономерный вопрос: "А есть ли ещё более мощные локомотивы, чем российские электровозы?". Об этом Мы и поговорим в сегодняшний статье. Для начала немного углубимся в историю. Первыми локомотивами на железных дорогах России (да и во всём мире) были паровозы. И несмотря на то, что уже в начале двадцатого века появились первые локомотивы с дизельными и электрическими двигателями, до середины 1900х паровоз оставался основным локомотивом, как на маневровой, так и на магистральной работе. Причина этому проста - электровозы и тепловозы не могли похвастаться мощностью, которой обладал паровоз. И даже, несмотря на более высокий КПД дизельного и, уж тем

Доброго времени суток, мои дорогие подписчики и те, кто на моём канале впервые!

В прошлый раз я предлагал Вашему вниманию подборку самых мощных электровозов, созданных в СССР (ссылка на статью: https://zen.yandex.ru/media/id/618d7327c4927b5100957c13/top-5-samyh-moscnyh-elektrovozov-sssr-620010c0478744468760f011?&). Конечно же, у многих возникает закономерный вопрос: "А есть ли ещё более мощные локомотивы, чем российские электровозы?". Об этом Мы и поговорим в сегодняшний статье.

Для начала немного углубимся в историю. Первыми локомотивами на железных дорогах России (да и во всём мире) были паровозы. И несмотря на то, что уже в начале двадцатого века появились первые локомотивы с дизельными и электрическими двигателями, до середины 1900х паровоз оставался основным локомотивом, как на маневровой, так и на магистральной работе. Причина этому проста - электровозы и тепловозы не могли похвастаться мощностью, которой обладал паровоз. И даже, несмотря на более высокий КПД дизельного и, уж тем более, электрического двигателя, тепловозам и электровозам долгое время не удавалось вытеснить паровые локомотивы.

Самым мощным паровозом, созданным в СССР считается ФД, его мощность - 3100 л.с. Для сравнения первый советский электровоз ВЛ19 мог похвастаться лишь 2447 л.с. первый советский тепловоз (он жи и первый в мире) - тепловоз системы Гаккеля мог развить мощность - всего 1000 л.с.

Первый в СССР тепловоз - Щэл1
Первый в СССР тепловоз - Щэл1

В мире же самым мощным паровозом считается американский Union Pacific 400 или Big Boy (Большой парень). Его мощность - 6290 л.с.

Паровоз Big Boy - самый мощный паровоз в мире. Фото с сайта wikipedia.org
Паровоз Big Boy - самый мощный паровоз в мире. Фото с сайта wikipedia.org

Однако уже в 1953 году в СССР был создан тепловоз, который положил конец господству паровых локомотивов на железных дорогах. Речь идёт о ТЭ3 (Тепловоз с электропередачей тип 3). Локомотив состоял из в двух секций, в каждой из которых размещались дизельные двигатели мощностью 2000 л.с. каждый. Кстати, за основу был взят американский судовой дизель.

ТЭ3. Фото с сайта wikipedia.org
ТЭ3. Фото с сайта wikipedia.org

Именно с появлением ТЭ3 у руководства СССР отпала необходимость в паровых локомотивах. Тепловоз развивал достаточную мощность, а КПД был значительно выше 27% проти 9% у самого совершенного советского грузового паровоза ЛВ. В 1956 году в СССР было принято решение окончательно отказаться от выпуска паровых локомотивов.

А что же с электровозами? В том же 1953 году в СССР на Новочеркасском заводе разрабатывается двухсекционный электровоз постоянного тока - ВЛ8. Его восемь тяговых электродвигателей развивали мощность - 5112 л.с. в длительном режиме, то есть без опасности перегрева.

ВЛ8. Фото с сайта wikipedia.org
ВЛ8. Фото с сайта wikipedia.org

В 1961 году на Тбилисском заводе строится электровоз ВЛ10. Его мощность - 6254 л.с. в длительном режиме. Этот локомотив уже может соперничать с самым мощным в мире паровозом Big Boy.

ВЛ10. Фото с сайта wikipedia.org
ВЛ10. Фото с сайта wikipedia.org

Очевидно, что даже самые мощные паровозы сильно проигрывают по мощности электровозам и тепловозам. Так какой же локомотив мощнее - дизельный или электрический.

На сегодняшний день самым мощным дизельным локомотивом является - американский ETD DDA40X. Он оснащён двумя дизельными двигателями мощностью 3300 л.с. каждый.

ETD DDA40X. Фото с сайта wikipedia.org
ETD DDA40X. Фото с сайта wikipedia.org

Однако, справедливости ради стоит отметить, что американский тепловоз - самый мощный односекционный тепловоз в мире. В СССР же специально для Байкало-Амурской магистрали был создан 4ТЭ10С - четырёхсекционный тепловоз, в каждой секции которого установлены дизельные двигатели мощностью 3000 л.с. Данный локомотив был создан в 1983 году на базе массового тепловоза 2ТЭ10, выпускавшегося на Ворошиловградском заводе.

4ТЭ10С. Фото с сайта trainpix.org
4ТЭ10С. Фото с сайта trainpix.org

Самым же мощным электровозом в мире по праву считается российский 4ЭС5К. Он же и самый мощный локомотив в мире. Мощность четырёхсекционного электровоза составляет - 16 642 л.с. в длительном режиме. А в часовом режиме - 17 838 л.с. 4ЭС5К разработан на базе электровоза переменного тока Э5К Новочеркасского электровозостроительного завода. Первый 4ЭС5К был впущен в 2014 году. Сегодня эти мощнейшие локомотивы водят поезда по железным дорогам Сибири и Дальнего Востока России.

4ЭС5К. Фото с сайта trainpix.org
4ЭС5К. Фото с сайта trainpix.org

Таким образом, самым мощным локомотивом в мире является именно электровоз.

Если Вам понравился материал, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!