Найти тему
Мусагет о звёздах

Несерьезно и надумано: почему Михаил Кононов терпеть не мог фильм «Большая перемена»?

Оглавление

Если спросить зрителей о самой известной роли Михаила Кононова, я думаю, почти каждый скажет, что это Нестор Петрович Северов из «Большой перемены». И это несмотря на то, что актер сыграл более чем в 60-ти фильмах и воплотил на экране множество сложных и глубоких образов.

Но после «Большой перемены», вышедшей в 1973 г., ни одно интервью с актером не обходилось без вопросов о его комичном Несторе Петровиче, что нередко выводило Кононова из себя. Он, мягко говоря, комедию не любил и жалел о своем участии в этом фильме.

Глупая и слабая агитка

Если прочитать повесть Садовникова «Иду к людям», по которой сняли «Большую перемену», то, собственно, от «перемены» там только герои. Как по мне, повесть удивительно скучная и неинтересная. Для сценария сюжет практически полностью переписали, а потом еще не раз меняли разные эпизоды во время съемок. Но даже при всех улучшениях многие актеры, занятые в картине, считали сюжет «надуманным и высосанным из пальца». Больше остальных негодовал Михаил Кононов.

Для участия в «глупой истории» собрали весь цвет советского кинематографа в четырех поколениях, от признанных мастеров (как, например, Евгений Леонов) до студентов театральных училищ. Сам Кононов поначалу отказывался от роли, как, кстати, и некоторые другие актеры. На самом деле, их можно понять, если знать предысторию фильма.

В 60-е в СССР прошла реформа образования и ученики из-за усложнения программы стали уходить из школы после 8-го класса. Министерство образования поручило режиссеру Алексею Кореневу снять оптимистическую историю агитационного характера для привлечения молодежи в школы рабочей молодежи. Никакой высокой художественной цели перед фильмом не стояло.

В «Большой перемене» собран цвет советского кинематографа в четырех поколениях
В «Большой перемене» собран цвет советского кинематографа в четырех поколениях

Отдал профессиональный долг

Кононов, любивший сложные характерные роли, прочитал сценарий и отправился на киностудию только для того, чтобы отказаться от роли в откровенной агитке. Он также знал, что до него от этой же роли уже отказалось несколько именитых актеров (Андрей Мягков, Евгений Стеблов, Константин Райкин и др.). Только после разговора с директором «Мосфильма» Кононов согласился сниматься. О чем они говорили, актер никогда не рассказывал, но, видимо, беседа была жесткой. Кононов тогда сказал себе:

«Ну, если я смогу преодолеть эту роль, значит, я крепкий актер».

Однако преодоление было трудным. На съемочной площадке Кононов всем видом показывал, что участвует в фильме против желания: он демонстративно не слушал указания режиссера, спорил с другими актерами, во время перерыва сидел в стороне и читал газеты. А после окончание съемок прокомментировал свое участие в картине тем, что «просто отдал свой профессиональный долг».

Никто не ожидал, что незамысловатая школьная история превратится в культовую комедию. По словам Кононова, успех картине обеспечили талантливые актеры, в исполнении которых «любой бред выглядел обаятельным и милым, а главное – искренним».

Милый, трогательный, наивный Нестор Петрович не нравился Михаилу Кононову, но понравился миллионам зрителей фильма
Милый, трогательный, наивный Нестор Петрович не нравился Михаилу Кононову, но понравился миллионам зрителей фильма

Отсутствие серьезных ролей

Несмотря на то, что фильм получился более чем удачным, а со временем все забыли про его агитационную направленность и воспринимали как обычную комедию, Кононов до конца жизни считал роль Нестора Северова одной из самых неудачных своих работ. Недоволен он был как героем, который «вел себя глупо и говорил несуразными фразами», так и своей дальнейшей кинематографической судьбой.

Образ Нестора Петровича оказался настолько ярким и запоминающимся, что режиссеры стали приглашать Кононова на похожие комедийные роли, тогда как актер видел себя в драматических картинах. Не зря он всегда гордился своими ролями в фильмах «Начальник Чукотки», «На войне как на войне» или «Андрей Рублев».

Актер считал, что «Большая перемена» закрыла ему доступ к серьезным работам. Он дождался драматических фильмов, таких как «Таежная повесть» и «Василий и Василиса», но они не имели успеха в прокате и остались практически незамеченными.

Михаил Иванович Кононов - советский и российский актёр театра и кино, Народный артист России
Михаил Иванович Кононов - советский и российский актёр театра и кино, Народный артист России

Разочарование актера можно понять. Он всегда выкладывался на полную в серьезных фильмах, а в «Большой перемене», которую я очень люблю, его герой все-таки сделан очень просто. И вот этот однообразный персонаж получает огромную популярность, а эмоционально сложные роли, в которые вложено столько сил, остаются незамеченными.

Хотя многие актеры теперь с удовольствием вспоминают свое участие в «Большой перемене», Кононов до конца дней стыдился этой картины. Не ходил на творческие вечера, с неохотой отвечал на вопросы журналистов об этом фильме. Со временем актер и вовсе разочаровался в профессии. Возможно, отправной точкой стала как раз «Большая перемена».

Все статьи по теме: #мусагет_кино

Статья написана для дзен-канала «Мусагет»