Если спросить зрителей о самой известной роли Михаила Кононова, я думаю, почти каждый скажет, что это Нестор Петрович Северов из «Большой перемены». И это несмотря на то, что актер сыграл более чем в 60-ти фильмах и воплотил на экране множество сложных и глубоких образов.
Но после «Большой перемены», вышедшей в 1973 г., ни одно интервью с актером не обходилось без вопросов о его комичном Несторе Петровиче, что нередко выводило Кононова из себя. Он, мягко говоря, комедию не любил и жалел о своем участии в этом фильме.
Глупая и слабая агитка
Если прочитать повесть Садовникова «Иду к людям», по которой сняли «Большую перемену», то, собственно, от «перемены» там только герои. Как по мне, повесть удивительно скучная и неинтересная. Для сценария сюжет практически полностью переписали, а потом еще не раз меняли разные эпизоды во время съемок. Но даже при всех улучшениях многие актеры, занятые в картине, считали сюжет «надуманным и высосанным из пальца». Больше остальных негодовал Михаил Кононов.
Для участия в «глупой истории» собрали весь цвет советского кинематографа в четырех поколениях, от признанных мастеров (как, например, Евгений Леонов) до студентов театральных училищ. Сам Кононов поначалу отказывался от роли, как, кстати, и некоторые другие актеры. На самом деле, их можно понять, если знать предысторию фильма.
В 60-е в СССР прошла реформа образования и ученики из-за усложнения программы стали уходить из школы после 8-го класса. Министерство образования поручило режиссеру Алексею Кореневу снять оптимистическую историю агитационного характера для привлечения молодежи в школы рабочей молодежи. Никакой высокой художественной цели перед фильмом не стояло.
Отдал профессиональный долг
Кононов, любивший сложные характерные роли, прочитал сценарий и отправился на киностудию только для того, чтобы отказаться от роли в откровенной агитке. Он также знал, что до него от этой же роли уже отказалось несколько именитых актеров (Андрей Мягков, Евгений Стеблов, Константин Райкин и др.). Только после разговора с директором «Мосфильма» Кононов согласился сниматься. О чем они говорили, актер никогда не рассказывал, но, видимо, беседа была жесткой. Кононов тогда сказал себе:
«Ну, если я смогу преодолеть эту роль, значит, я крепкий актер».
Однако преодоление было трудным. На съемочной площадке Кононов всем видом показывал, что участвует в фильме против желания: он демонстративно не слушал указания режиссера, спорил с другими актерами, во время перерыва сидел в стороне и читал газеты. А после окончание съемок прокомментировал свое участие в картине тем, что «просто отдал свой профессиональный долг».
Никто не ожидал, что незамысловатая школьная история превратится в культовую комедию. По словам Кононова, успех картине обеспечили талантливые актеры, в исполнении которых «любой бред выглядел обаятельным и милым, а главное – искренним».
Отсутствие серьезных ролей
Несмотря на то, что фильм получился более чем удачным, а со временем все забыли про его агитационную направленность и воспринимали как обычную комедию, Кононов до конца жизни считал роль Нестора Северова одной из самых неудачных своих работ. Недоволен он был как героем, который «вел себя глупо и говорил несуразными фразами», так и своей дальнейшей кинематографической судьбой.
Образ Нестора Петровича оказался настолько ярким и запоминающимся, что режиссеры стали приглашать Кононова на похожие комедийные роли, тогда как актер видел себя в драматических картинах. Не зря он всегда гордился своими ролями в фильмах «Начальник Чукотки», «На войне как на войне» или «Андрей Рублев».
Актер считал, что «Большая перемена» закрыла ему доступ к серьезным работам. Он дождался драматических фильмов, таких как «Таежная повесть» и «Василий и Василиса», но они не имели успеха в прокате и остались практически незамеченными.
Разочарование актера можно понять. Он всегда выкладывался на полную в серьезных фильмах, а в «Большой перемене», которую я очень люблю, его герой все-таки сделан очень просто. И вот этот однообразный персонаж получает огромную популярность, а эмоционально сложные роли, в которые вложено столько сил, остаются незамеченными.
Хотя многие актеры теперь с удовольствием вспоминают свое участие в «Большой перемене», Кононов до конца дней стыдился этой картины. Не ходил на творческие вечера, с неохотой отвечал на вопросы журналистов об этом фильме. Со временем актер и вовсе разочаровался в профессии. Возможно, отправной точкой стала как раз «Большая перемена».
Все статьи по теме: #мусагет_кино
Статья написана для дзен-канала «Мусагет»