Ближний круг. Италия-США-СССР, 1991. Режиссер Андрей Кончаловский. Сценаристы: Андрей Кончаловский, Анатолий Усов. Актеры: Том Халс, Лолита Давидович, Александр Збруев, Боб Хоскинс, Фёдор Шаляпин (мл.), Бесс Мейер, Олег Табаков, Владимир Кулешов, Всеволод Ларионов, Александр Феклистов, Александр Филиппенко, Александр Сирин, Владимир Стеклов, Ирина Купченко, Евдокия Германова, Мария Виноградова, Александр Липков, Михаил Кононов и др.
Многие российские кинокритики назвали фильм Андрея Кончаловского «Ближний круг» конъюнктурной попыткой подстроиться под вкусы западных зрителей. Формально для такого рода упреков есть все основания: главные роли в фильме играют американские звезды Том Халс, Лолита Давидович и Боб Хоскинс, а история личного киномеханика Сталина – Ивана Саньшина – дана в мелодраматическом ключе.
Мастер тонких психологических драм, Кончаловский в «Ближнем круге» дает своим персонажам необходимую дозу объемности, характерности, однако намеренно отказывается от европейской глубины проникновения внутрь психологии героев, что, несомненно, делает их понятными аудитории, неискушенной в перипетиях российской истории 30-х-40-х годов ХХ века.
Русский режиссер русского фильма, скорее всего, вдохновившись примером Алексея Германа, попытался бы снять драму горького прозрения человека-винтика, из которого сталинской тоталитарной машине удалось сделать послушного, нерассуждающего исполнителя чужих приказов.
Русский режиссер западного фильма, рассчитанного на заокеанский рынок, сдвигает акценты в сторону истории любви Ивана и его жены, прошедшей «через канапэ» самого Лаврентия Берия; истории еврейской девочки, которая после ареста родителей попадает в детдом и т.д.
Иначе говоря, Андрей Кончаловский обращается в первую очередь не к генетической памяти зрителей, а к привычным сюжетным построениям нормального американского кино.
И, честно говоря, я не вижу в том ничего дурного. Интернациональность, если она не классово-пролетарская – необходимый мостик между разными менталитетами и культурами.
Кроме того, Кончаловский сумел собрать отличную актерскую команду. Том Халс, легендарный Амадеус из фильма Милоша Формана, играет своего Ивана так, что остается только удивляться, откуда в звезде экрана эта славянская наивность, восторженность, детская беззащитность... Боб Хоскинс в роли Берия – не менее точное попадание. Маслянистые глазки забавного толстяка, от взгляда которого порой, между тем, веет зловещим холодом. Быть может, эта роль сыграна чуть гротескно, однако убедительно и ярко. На этом фоне, бесспорно, проигрывает Александр Збруев в роли Сталина, где нет, на мой взгляд, оригинального актерского видения роли...
Целое созвездие российских актеров, сыгравших в «Ближнем круге» персонажей второго плана, несмотря на короткое появление на экране, запоминаются, быть может, даже больше, чем в иных главных ролях. Блестяще ведет свой эпизод Ирина Купченко. Ее воспитательница приемника для детей «врагов народа» сыграна так, что в ее героине прочитываются противоречивые чувства усталости, боли, страха, сострадания, опустошенности...
Андрей Кончаловский в «Ближнем круге» стремился показать, что вопреки всему люди далеких 1930-х чувствовали себя счастливыми, хотя их счастье и было возможным лишь при условии безграничной веры в вождей и неписаном законе обходиться без лишних вопросов и сомнений. И как только они начинали эти вопросы задавать, всё их хрупкое благополучие рушилось, вовлекая их в поток искалеченных физически или морально судеб. Мне кажется, это у Кончаловского получилось...
Александр Федоров
Блистающий мир. СССР, 1984. Режиссер и сценарист Булат Мансуров (по мотивам произведений Александра Грина). Актеры: Тийт Хярм, Илзе Лиепа, Павел Кадочников, Лев Прыгунов, Александр Вокач, Глеб Стриженов, Юрий Катин-Ярцев и др. 14,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Признаюсь, на фильм Булата Мансурова «Блистающий мир» я шел с надеждой, что волшебно-зыбкая атмосфера произведений Александра Грина наконец-то возникнет на экране просто и строго, поэтично и недосказано, без экзотических излишеств и слащавого «романтизма». Меня радовали слова режиссера, который в одном из интервью увлеченно рассказывал, как искал для картины особую, словно летящую пластику движений, не случайно пригласив на главные роли артистов балета. Как близка и дорога ему гриновская мысль о свободе человеческого духа, о неизбежности победы Добра над Злом.
Увы, первые же кадры фильма кричащими красками костюмов персонажей заметно поубавили мое радостное настроение, и его затем не смогли поднять ни в самом деле отменные пластические способности актеров, ни весьма профессиональные комбинированные съемки.
Если режиссер хотел создать только яркое мелодраматическое зрелище о летающем человеке, которого на его беду полюбила мстительная принцесса, то успех несомненен. Но при чем здесь Грин? При чем сказочная бутафория интерьеров, злобно шипящие противными тонкими голосами опереточные злодеи-министры? Конечно, герои «Блистающего мира» делятся на добрых и злых, на праведных и грешных вполне однозначно, что само по себе не противоречит законам романтично-фантастического жанра. Но чрезмерное утрирование характеров на фоне олеографических пейзажей заставляет вспомнить патоку экранизации «Алых парусов», где одно из самых тонких и светлых произведений писателя предстало, помнится, глянцевым набором рекламно-туристических открыток.
Александр Федоров