«Серьезные» историки полагают предосудительным заниматься изучением вопроса о происхождении мини-юбки. А потому нам до сих пор предлагают версии о том, что она впервые появилась то ли в фильме «Запретная планета» (1956), то ли приблизительно в то же самое время на модных тусовках Лондона, известных своими весьма вольными нравами.
Когда только-только появился сериал «Вавилон-Берлин» мы решили вернуться к прошлым своим историческим разработкам, а потому обратились к ряду культурных и политических сюжетов эпохи заката Веймарской республики.
Именно тогда при изучении каталогов фотографий, хранящихся в Бундесархиве, мы обратили внимание на снимки, которые позволяют категорическим образом изменить представление о судьбе мини-юбки, равно как времени и стране её происхождения. Дело в том, фото были сделаны зимой 1934 года в Берлине.
На них была запечатлена компания бойких девушек, собирающихся на танцульки. Ну как тут не вспомнить клуб «Мока Эфти» из сериала «Вавилон-Берлин». Хотя надо учитывать, что в тот момент гражданин Гитлер уже как год находился у власти. Впрочем, диктатура была установлена не сразу же, а поэтапно.
Кабаре и варьете действовали ещё весьма продолжительное время. На их сценах даже нередко допускались шутки, которые были адресованы в сторону «новых властей». Впрочем, если вы вспомните легендарный фильм Боба Фосси «Кабаре» (1972), то в финале показано, что места в зале занимали уже чины СА. Публика хотя и поменялась, но заведение продолжило работу.
Что же примечательного в приведенных снимках? Это длина юбок у нескольких барышень. Причем, заметьте, не одной, а нескольких сразу. И это не какое-то условное мини. Опять же надо отметить, что гражданочки воспринимают свой наряд как вполне приличный и ничуть не вызывающий. Даже маменька на прощание не ругает их, а дает напутствие. Наверное, что-то в стиле «сильно не шалите».
Если же посмотреть на проблему женской юбки с точки зрения социально-экономических и политических условий, то можно отметить одну закономерность. Во время кризиса она укорачивалась, в благополучную эпоху удлинялась, превращаясь в «макси». Объяснение подобному очень простое. В сложные периоды экономили на ткани, а потому именно таковые порождали «легкие наряды».
Ещё раз обратим внимание на один аспект. Речь идет не о сценическом костюме, например, для того же варьете. Не о балетной пачке. Не о спортивном наряде для игры в теннис или для занятий гимнастикой. На фото запечатлены даже не экспериментальные образцы, созданные в каком-нибудь из берлинских ателье. Мы видим наряд, хотя и не повседневный, но всё-таки обыденный с точки зрения посещения праздников.
По этой причине имеем основания заявлять, что мини-юбки как таковые в новейшей истории возникли в Берлине. Скорее всего, на волне кризиса 1929 года, который подорвал мировую экономику, а по Германии, выплачивавшей репарации Антанте, ударил сильнее всего.