«Любовь к родителям — основа всех добродетелей» (Цицерон).
«Дети начинают с того, что любят родителей. Потом они судят их. И почти никогда не прощают им» (Оскар Уальд).
Кто из великих прав?
Между двумя мыслями разрыв – как между идеалом и реальностью. Уважая правоту Цицерона, в реальности мы чаще поступаем по Уайльду.
С проблемами в отношениях взрослого человека с родителями психолог имеет дело часто. Отношения с родителями могут беспокоить клиента сама по себе, могут быть лишь одной из многих проблем отношений. Эта проблема может даже вообще не озвучиваться и не быть частью запроса – но ей все равно нужно уделить внимание. Отношения с родителями – очень важный симптом: через работу с ним можно понять, что вообще проживает человек в своих проблемных отношениях с людьми, с миром, с собой.
Картина проблемных отношений с родителями часто такая: в детстве накоплены, проблемы и обиды, травмы, и повзрослевший человек как будто возвращается в детство и пытается «закрыть» все те же вопросы, свести те же счеты – но уже вслух обвиняя родителей, жалуясь на них, даже проявляя агрессию. То есть человек находится в тех же конфликтах, что и в детстве, просто проявляет себя в отношениях с матерью или отцом так, как не мог позволить себе в детстве.
Часто взрослый человек стремится получить от родителей одобрение – даже находясь в конфликте. Нередко взрослый безусловно слушается своих родителей, опирается во всем на их мнение, полностью зависит от них, в том числе материально – так же пытаясь получать одобрение.
Чем важна работа с этой проблемой?
Понятие «сепарации от родителей» (от латинского слова «разделение») было предложено Маргарет Малер, венгерским врачом-психиатром и психоаналитиком. Этот процесс определен как психологическое отделение ребенка от матери для достижения им большей автономии (самоуправлении, самостоятельности). Он начинается с выхода из симбиотической связи с матерью, в которой ребенок изначально находится (в первые недели жизни). Сепарация продолжается многие годы и направлена в сторону достижения как ментального, так и фактического равенства с родителями.
Вся наша жизнь – это обучение тому, как из новорожденного, потом из ребенка стать независимо мыслящим и действующим человеком, который только и способен строить свои отношения с другими осознано, а не опираясь на привычные реакции и эмоции. Это и есть направление развитие личности в сепарации от родителей. Это долгий, сложный, нелинейный процесс, который не всегда доходит до своей финальной возможной стадии.
Признаки успешно идущей сепарации от родителей:
- развитие представлений о себе (самоосознания), самостоятельный выбор таких представлений и связанных с ними ценностей и установок и отказ от поиска родительского одобрения
- эмоциональная автономия (проживание своих собственных чувств, разделение своих чувств и поведения другого человека, способность не только эмоционально проживать взаимоотношения, но также анализировать и понимать их, самостоятельно делать значимые выборы)
- снятие с других, прежде всего – с родителей, ответственности за свое благополучие, здоровье, психическое состояние, чувства и действия
- признание за другими людьми вообще (родителями – в особенности) права на поступки, мысли и чувства, которые не соответствуют вашим собственным ожиданиям
Почему сепарация от родителей так важна?
Дети учатся строить отношения с миром на отношениях с родителями, другого «полигона» у них нет. С любым человеком они будут себя вести также, как вели бы себя с родителями, даже уже во взрослом возрасте. Пока нет опыта реальной сепарации от родителей, у человека нет опыта жизни «из самого себя», когда человек сам для себя источник уверенности, спокойствия, одобрения, любви. Это отражается на всех сторонах жизни.
Помощь клиенту в этом длинном процессе сепарации – это обычно очень важная часть помощи в любых проблемах, с которыми человек пришел к психологу.
В кабинете психолога человек может заново, «в метафоре» прожить самые невыносимые для него моменты отношений с родителями и определить другие варианты своего восприятия и поведения. И выйти из кабинета уже другим, более свободным и взрослым человеком. Который выбирает поведение в самых разных ситуациях с другими людьми уже по-новому: спокойно, ответственно, в доброте.
И все же: Уайльд или Цицерон?
Уайльд говорит о взрослом человеке, который сепарацию от родителей полностью не смог, тогда как Цицерон – о человеке, который повзрослел и смог принять и полюбить родителей как взрослый. А для психолога способность во взрослом возрасте любить своих родителей – это показатель самостоятельности, умения справляться с жизнью, психической и даже психофизической устойчивости. Любовь к родителям – важная задача и здесь стоит слушать старых мудрецов.
_______________________