Найти тему
Кинопорядок

Нетерпимость (Intolerance) | 1916 | Дэвид Уорк Гриффит

Четыре исторические эпохи переплетены в одну эпичную историю, чтобы показать человеческую жестокость.

Снова Дэвид Гриффит. Снова масштабная эпическая картина.

В «Нетерпимости» четыре сюжетные линии, происходящие в разные временные отрезки: падение Вавилона, распятие Христа, Варфоломеевская ночь и современность. Во всех новеллах показано как нетерпимость и ненависть сражались против любви и милосердия. Истории рассказываются параллельно, сменяя одна другую и вновь возвращаясь к первой. Чем дальше продвигается повествование, тем чаще сменяется место действия. В итоге получается сложная для восприятия картина, особенно для современников Гриффита, привыкших к последовательному неторопливому нарративу.

Сам режиссер так высказывался о структуре фильма:

«Эти разные истории сперва потекут, подобно четырем потокам, на которые смотришь с вершины горы. Вначале эти четыре потока побегут отдельно, плавно и спокойно. Но чем дальше будут они бежать, тем все больше и больше будут сближаться, тем быстрее будет их течение, и, наконец, в последнем акте они сольются в единый поток взволнованной эмоции».

Фильм показывает зрителю, что равенства между людьми никогда и не было — в каждой эпохе найдется могущественный угнетатель и беспомощный угнетаемый. Иногда угнетаемые могут одержать верх, но рано или поздно они рискуют превратиться в угнетателя. Это бесконечное качание колыбели людских страстей. Пока в мире существуют отличные друг от друга мнения и идеологии, то всегда с ними рука об руку будет идти нетерпимость.

В предыдущем фильме мы уже видели страсть Гриффита к масштабности. Здесь же он полностью развязал себе руки — все эпохи воссозданы до мельчайших деталей. Особо выделяется Вавилон. Ради фильма был построен чуть ли не целый город с гигантскими стенами. А в сцене осады Вавилона построили натуральные действующие осадные башни и лестницы. Сражения выглядят весьма натуралистично — отрубание голов, пронзание тел, кипящее масло льющееся со стен. Часть съемок вели с воздушного шара — ни до, ни после такое почти не практиковалось.

Долгое время декорации стояли в Лос-Анджелесе. Часть из них использовали для съемок других фильмов, часть обустроили в жилые помещения. Там же был построен павильон еще неизвестной студии Disney.

Этой картиной Гриффит закрепил основы киноязыка, который был создан им еще в «Рождении нации». Он в полной мере показал возможности параллельного монтажа, комбинированных съемок, правильно выстроенных мизансцен, вовремя используемых крупных планов и выверенных движений камеры. Он поднял тему беспредела работодателей и властей, тему социального бунта, придумал сквозной образ и, наконец, первым показал хэппи-энд. «Нетерпимость» стала учебным пособием для кинематографистов всех стран.

Но насколько бы фильм не был велик, он провалился в прокате. Никто толком не смог объяснить почему так произошло.? Свои версии высказывали многие теоретики кино. Главными причинами объявлялись длина картины, общая сложность конструкции и неудачное время выхода фильма. Гриффит был разорен и с этого момента начался его творческий спад.

***

В игре L.A. Noire есть оммаж на гриффитовский Вавилон. В одной из миссий герой ловит преступника в величественных декорациях древнего города.

#1916 #сша #гриффит #пеплум #кино