Найти тему
Тайны искусства

Разбираем секреты Сада земных наслаждений Иеронима Босха

Поскольку об Иерониме Босхе и его намерении создать то, что стало одной из самых известных картин современности, известно так мало, интерпретации триптиха сильно разнятся в его символизме и послании. Это само по себе, возможно, и принесло ему такую славу.

Иероним Босх, Сад земных наслаждений
Иероним Босх, Сад земных наслаждений

«Сад земных наслаждений» - это картина, окутанная немалой долей тайн. Якобы религиозная картина, изображающая грехопадение человека, но так и не заказанная ни для одной известной церкви, "Сад земных наслаждений" намекает на многое. Вопиющая сексуальность, скрытый символизм и сюрреалистическое исполнение триптиха - все это тонко указывает на что-то гораздо более глубокое и мрачное, чем чистая христианская аллегория.

Когда внешние панели триптиха Босха закрыты, на них изображен мрачный мир в муках генезиса. Мир без просветления.

Экстерьер при закрытых крыльях триптиха
Экстерьер при закрытых крыльях триптиха

Левая панель шедевра Босха (также известная как "Соединение Адама и Евы") на первый взгляд кажется типичной сценой Эдема. Когда Адам пробуждается от сна, его встречает Бог, предлагающий Еве запястье и дающий знак благословить союз.

Деталь левой панели
Деталь левой панели

В то время как Ева является идеальным определением скромности, Адам находится в ожидании представления своей новой невесты. Глаза расширены, а губы изогнуты в улыбке, его лицо едва сдерживает затаившееся развратное желание, поскольку слева от него проносится дикая кошка со свежей добычей в пасти. Ева, напротив, робеет, опустив глаза вниз, в испуге подчиняясь воле Бога, а на заднем плане справа от нее сидит черный кролик - извечный символ страха перед близостью. На севере, в первом из серии странных жилищ телесного цвета, в круглом углублении сидит маленькая сова. И, как и тревожная архитектура, это не последний раз, когда мы видим это крылатое существо, чье значение в саду Босха первостепенно.

Центральная панель "Сада земных наслаждений" - это визуальный взрыв хаотического вожделения. Тела извиваются в муках экстаза, насыщаясь фруктами и плотью.

Центральная панель
Центральная панель

Здесь человек и зверь - одно и то же. Крупный рогатый скот, медведи, лошади и свиньи скачут верхом на голых лошадях, не одетые в одежды обитатели мира, падшего подобно Люциферу. Не он ли сам соблазнил Еву откусить роковое яблоко? Древо познания находится с правого края картины. Под его скрюченными ветвями сидит не кто иная, как Ева, уже не жеманная, с рукой на набухшем животе, в то время как Адам предлагает ей гигантский плод.

Центральная панель, деталь
Центральная панель, деталь

К югу от падших любовников сидит их крылатый друг с первой панели: сова, символ мудрости, знания, озарения, света. Как и сам Светоносный - Люцифер. Тот, кто привел к падению. Он похож на какого-то восточного бога, с многочисленными конечностями, вскинутыми в искаженном победном танце.

Центральная панель, деталь
Центральная панель, деталь

Здесь также присутствует множество символов, связанных с плодородием и женским репродуктивным органом. Постройки телесного цвета порой выглядят чрезвычайно откровенно. Босх написал это панно с гораздо большим рвением, чем обычно встречается в религиозных изображениях грехов плоти, и именно это отличает его от простой аллегории.

Иероним Босх, Сад земных наслаждений
Иероним Босх, Сад земных наслаждений

Кошмарная страна чудес ожидает тех, кто взглянет на правую панель "Сада земных наслаждений" Босха. Это садистское изображение ада резко контрастирует с центральным панно и изобилует насмешками над христианством. На этой панели удовольствие от блуда узурпировано болью, это уже не акт экстатического созидания, а мучительное наказание. Если предыдущая панель была более женской в своем изображении чувственного и сексуального, то эта панель более мужская. Она кричит об изнасиловании и завоевании, о городах, поверженных в пламя, о Люцифере, пожинающем то, что он ранее посеял.

Правая панель, деталь
Правая панель, деталь

Босх дает волю сюрреалистическому великолепию на правой панели Сада. Обнаженные тела лежат под колосьями с торчащим между ними лезвием. Не нужно напрягать воображение, чтобы увидеть сходство между этим и мужскими гениталиями в эрегированном состоянии.

Правая панель, деталь
Правая панель, деталь

Самый вопиющий пример того, что картина не является обычным религиозным триптихом, можно найти в изображении свиньи монахини, наклонившейся, чтобы поцеловать в щеку несчастного грешника. Какими бы презренными и мучительными ни были адские глубины, одевать свинью в монашескую одежду было бы слишком кощунственно для любой даже наполовину серьезной паствы.

На заднем плане правой панели, за корчащимися от боли телами и сюрреалистическими образами пыток, виден разрушающийся в аду город с лучами света, устремленными в небо. Люцифер торжествует.

Жак Ле Бук, "Портрет Иеронима Босха"
Жак Ле Бук, "Портрет Иеронима Босха"

Каковы были истинные намерения Босха, создавшего свой шедевр, мы никогда не узнаем. Но одно можно сказать наверняка: «Сад земных наслаждений» - одна из самых сложных и кошмарных картин, существующих на сегодняшний день. Картина, которая одновременно чрезвычайно привлекательна и безмерно отталкивающа, картина, которая вызывает отклик глубоко внутри себя, как колокольный звон в грудной клетке. И это самый чистый отклик на произведение искусства, который может быть достигнут, независимо от его первоначального замысла.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, подпишитесь на канал и поставьте лайк! Это очень мотивирует меня выкладывать новые посты:) Благодарю.

#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство