Поскольку об Иерониме Босхе и его намерении создать то, что стало одной из самых известных картин современности, известно так мало, интерпретации триптиха сильно разнятся в его символизме и послании. Это само по себе, возможно, и принесло ему такую славу.
«Сад земных наслаждений» - это картина, окутанная немалой долей тайн. Якобы религиозная картина, изображающая грехопадение человека, но так и не заказанная ни для одной известной церкви, "Сад земных наслаждений" намекает на многое. Вопиющая сексуальность, скрытый символизм и сюрреалистическое исполнение триптиха - все это тонко указывает на что-то гораздо более глубокое и мрачное, чем чистая христианская аллегория.
Когда внешние панели триптиха Босха закрыты, на них изображен мрачный мир в муках генезиса. Мир без просветления.
Левая панель шедевра Босха (также известная как "Соединение Адама и Евы") на первый взгляд кажется типичной сценой Эдема. Когда Адам пробуждается от сна, его встречает Бог, предлагающий Еве запястье и дающий знак благословить союз.
В то время как Ева является идеальным определением скромности, Адам находится в ожидании представления своей новой невесты. Глаза расширены, а губы изогнуты в улыбке, его лицо едва сдерживает затаившееся развратное желание, поскольку слева от него проносится дикая кошка со свежей добычей в пасти. Ева, напротив, робеет, опустив глаза вниз, в испуге подчиняясь воле Бога, а на заднем плане справа от нее сидит черный кролик - извечный символ страха перед близостью. На севере, в первом из серии странных жилищ телесного цвета, в круглом углублении сидит маленькая сова. И, как и тревожная архитектура, это не последний раз, когда мы видим это крылатое существо, чье значение в саду Босха первостепенно.
Центральная панель "Сада земных наслаждений" - это визуальный взрыв хаотического вожделения. Тела извиваются в муках экстаза, насыщаясь фруктами и плотью.
Здесь человек и зверь - одно и то же. Крупный рогатый скот, медведи, лошади и свиньи скачут верхом на голых лошадях, не одетые в одежды обитатели мира, падшего подобно Люциферу. Не он ли сам соблазнил Еву откусить роковое яблоко? Древо познания находится с правого края картины. Под его скрюченными ветвями сидит не кто иная, как Ева, уже не жеманная, с рукой на набухшем животе, в то время как Адам предлагает ей гигантский плод.
К югу от падших любовников сидит их крылатый друг с первой панели: сова, символ мудрости, знания, озарения, света. Как и сам Светоносный - Люцифер. Тот, кто привел к падению. Он похож на какого-то восточного бога, с многочисленными конечностями, вскинутыми в искаженном победном танце.
Здесь также присутствует множество символов, связанных с плодородием и женским репродуктивным органом. Постройки телесного цвета порой выглядят чрезвычайно откровенно. Босх написал это панно с гораздо большим рвением, чем обычно встречается в религиозных изображениях грехов плоти, и именно это отличает его от простой аллегории.
Кошмарная страна чудес ожидает тех, кто взглянет на правую панель "Сада земных наслаждений" Босха. Это садистское изображение ада резко контрастирует с центральным панно и изобилует насмешками над христианством. На этой панели удовольствие от блуда узурпировано болью, это уже не акт экстатического созидания, а мучительное наказание. Если предыдущая панель была более женской в своем изображении чувственного и сексуального, то эта панель более мужская. Она кричит об изнасиловании и завоевании, о городах, поверженных в пламя, о Люцифере, пожинающем то, что он ранее посеял.
Босх дает волю сюрреалистическому великолепию на правой панели Сада. Обнаженные тела лежат под колосьями с торчащим между ними лезвием. Не нужно напрягать воображение, чтобы увидеть сходство между этим и мужскими гениталиями в эрегированном состоянии.
Самый вопиющий пример того, что картина не является обычным религиозным триптихом, можно найти в изображении свиньи монахини, наклонившейся, чтобы поцеловать в щеку несчастного грешника. Какими бы презренными и мучительными ни были адские глубины, одевать свинью в монашескую одежду было бы слишком кощунственно для любой даже наполовину серьезной паствы.
На заднем плане правой панели, за корчащимися от боли телами и сюрреалистическими образами пыток, виден разрушающийся в аду город с лучами света, устремленными в небо. Люцифер торжествует.
Каковы были истинные намерения Босха, создавшего свой шедевр, мы никогда не узнаем. Но одно можно сказать наверняка: «Сад земных наслаждений» - одна из самых сложных и кошмарных картин, существующих на сегодняшний день. Картина, которая одновременно чрезвычайно привлекательна и безмерно отталкивающа, картина, которая вызывает отклик глубоко внутри себя, как колокольный звон в грудной клетке. И это самый чистый отклик на произведение искусства, который может быть достигнут, независимо от его первоначального замысла.
Если вам понравилась статья, пожалуйста, подпишитесь на канал и поставьте лайк! Это очень мотивирует меня выкладывать новые посты:) Благодарю.
#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство