Наша школа находится в такой глубокой... трещине, что я уже давно задумываюсь о возможности семейного обучения для своих детей. Однако среди читателей этого канала есть категорические противники такого варианта. К их числу относится Ирина, которая представилась как "врач-психиатр, мама двоих детей" (доказательств не имею, но не вижу причин не доверять). Она прислала мне статью со своими возражениями против семейного обучения и попросила опубликовать ее.
Что я и делаю.
Далее - текст Ирины.
Семейное образование (далее СО) - это форма обучения детей, при которой ответственность за процесс и результаты обучения несут родители (законные представители) детей. А значит родители должны организовать, обеспечить и проконтролировать обучение ребёнка.
В России обязательным является получение основного общего образования (общеобразовательная программа 9-ти классов). Чтобы получить основное общее образование, ребёнок должен: освоить общеобразовательную программу - успешно сдать промежуточные аттестации - успешно сдать государственную итоговую аттестацию - получить документ об образовании.
При СО именно освоение программы (методы, технологии) отдаётся на усмотрение родителей. Сама же программа, время ее освоения, сроки, условия и порядок аттестаций остаются неизменными и обязательными для всех.
Это особенно важно понимать родителям, которые думают: «моему ребёнку не нужна биология, зачем тригонометрия, мы будем заниматься в своем индивидуальном темпе» и т. д.
Каким образом родители могут решить задачу освоения программы ребёнком?
Вариантов несколько:
Вариант 1. Фантастический. Родители сами, без привлечения посторонних лиц и средств обучают своего ребёнка. Почему фантастический? Потому что для его осуществления родители не только должны обладать знаниями по всем предметам школьной программы, но и владеть методикой (!) преподавания всех предметов.
Вариант 2. Затратно-обременительный. Репетиторы (очно) или частные образовательные центры (очно) по всем предметам. Вариант имеет сразу несколько недостатков: высокая стоимость услуг, трудности согласования расписания у нескольких репетиторов, затраты времени на передвижение от одного репетитора к другому. Кроме того, этот вариант подходит только жителям относительно больших городов, где есть выбор специалистов.
Вариант 3. Самый распространённый и «простой». Родители доверяют обучение ребёнка интернет-платформе.
Вариант 4. Комбинированный. Родители покупают интернет-уроки, чему-то учат сами, по каким-то предметам нанимают репетиторов. Вариант тоже достаточно популярный. Самый большой недостаток - отсутствие единого профессионального подхода и требований. Никуда не денутся трудности расписания и финансовые затраты.
Давайте рассмотрим последние два варианта (как наиболее доступные), и увидим, какими потерями они грозят родителям, детям и обществу.
Затраты материальные.
Если вы собрались забрать ребёнка на СО, приготовьтесь, что один из родителей (чаще всего мама) должен оставить работу. Это значит, что доход семьи сократится. Не обольщайтесь мечтой, что «ребёнок будет учиться сам, нужно только создать условия». На самом деле вам нужно организовывать процесс каждый день - запустить, контролировать течение, проверить результат. Изучить программу и проверить - соответствует ли материал интернет-урока этой программе, проверить темп усвоения программы, рассчитать сроки. По необходимости отвезти/отвести к репетитору, контролировать выполнение домашнего задания (да, репетиторы его тоже задают!!!), объяснить непонятое/упущенное.
Вы же хотите социализировать ребёнка? Нужны кружки и секции, причём много и часто (ведь иначе ваш ребёнок живых детей видеть не будет). На кружки и секции собрать, отвести/отвезти, проконтролировать, пообщаться с руководителем/тренером. Пообщаться с репетитором. Попробовать самому учить ребёнка биологии, потому что на репетитора по биологии уже нет денег.
После того как мама уволилась с работы, получила/освежила водительские права, проштудировала курс ботаники, извольте приготовить вашему ребёнку помещение для обучения. И это не просто пресловутое «рабочее место», то есть стол и стул. Выделите ребёнку для занятий отдельную комнату, или выгородите часть комнаты, где не будет холодильника, запахов пищи, кровати, игрушек, домашних животных, младших и старших братьев/сестёр, спящих в креслах бабушек и телевизора. А будет - подходящие стол и стул, компьютер с выходом в интернет, проектор с экраном, школьная доска, разнообразные учебные пособия.
Зачем это нужно? Особенно школьная доска? - воскликните вы возмущённо. И будете неправы. Это нужно, потому что теоретическое обучение - это важный процесс, энергозатратный, требующий концентрации и отделения от остальных процессов (отдыха, игры, питания). Практическое обучение - пожалуйста - в огороде, в лесу, в мастерской, на кухне. Но математика, письмо, языки - будьте любезны, создайте условия. А школьная доска необходима для формирования моторных и ориентировочных навыков.
Приготовили и оснастили помещение? Озадачьтесь приобретением наглядных учебных и методических пособий. Если в начальной школе учебные пособия может худо-бедно изготовить мама - нарисовать плакаты, то в средней вам понадобятся наборы для проведения лабораторных работ по физике и химии, микроскоп, муляжи внутренних органов и скелета (в натуральную величину), карты мира (несколько видов) размером во всю стену - географические и исторические, глобус, качественные адаптированные для обучения записи на иностранном языке, а также множество плакатов с правилами русского языка, физическими и алгебраическими формулами и т. д.
Вы возмущаетесь? В таком случае вы просто не знакомы ни с особенностями восприятия ребёнком информации, ни с методиками обучения. Все учебные пособия - это важный и неотъемлемый компонент обучения. Задайте себе вопрос - чего я хочу? - избежать школьного обучения? или обеспечить ребёнку качественное образование?
Заметьте, я не требую покупки швейной машинки и токарного станка (по умолчанию подразумевается, что мама учит домоводству, а у папы есть гараж/мастерская), не требую оснащения спортивного зала (ребёнок посещает спортивную секцию), оставляем в стороне также музыкальное и художественное образование (надеемся на ненужность-неважность (с чем я категорически не согласна!!!) и профильные школы).
Итак, у нас все готово, осталось купить обучающую платформу, оплатить репетиторов и дополнительные занятия (художественную или музыкальную школу) и спортивную секцию.
Подведём итоги - доход семьи уменьшился, расходы возросли. Но это не главное! Переходим ко второй части - потери нематериальные.
Затраты эмоциональные и психологические
У вас все готово, компьютер включён, тетрадь открыта, карандаши заточены. А ребёнок сидит на подоконнике и смотрит в окно. «Я сейчас не хочу заниматься!» Ну вы же в своём темпе, вы никуда не торопитесь - вот сейчас погуляем, покушаем, немного поиграем, немного поспим, нужно же учитывать естественные потребности и индивидуальные особенности! «А я не хочу!!! Не хочу читать, давай считать. Нет, считать тоже не хочу, расскажи мне про тараканов. Не хочу тараканов. Вообще ничего не хочу… Отстань!».
Сначала вы будете ждать, звать и надеяться, потом - увлекать, развлекать и заинтересовывать, потом уговаривать и подкупать, потом пугать, потом злиться и плакать, плакать и злиться, потом выпьете озверину и начнёте стучать палкой (сначала по полу), потом с работы придёт единственный кормилец…
«Нет! Мой ребёнок не такой! - уже кричите вы, - он любит читать! Он хочет учиться! Он заинтересован!».
Ребёнок может любить читать, но не хотеть решать примеры; любит решать примеры, но не интересуется окружающим миром; интересуется всем, но не желает учить язык. Любит и интересуется всем, но только тем, что он считает важным - изучает строение аэроплана, но не может изобразить письменные буквы. И что вы будете делать? У вас есть продуманная стратегия?
Почему же в школе эти процессы идут гораздо легче? Во-первых, у ребёнка нет со школой эмоциональной устойчивой связи - школа не дом, учитель не мама. Возможностей для манипуляций (отказов, капризов) очень мало. Во-вторых, школьный процесс строго регламентирован и практически неизменен - это организовывает и дисциплинирует. В-третьих (и это основное), ребёнок - социальное существо, и если все дети в классе садятся за парты и открывают тетради, он будет делать тоже самое.
Что теряет ребёнок в психологическом развитии?
Не формируются навыки публичного выступления. Выйти к доске объяснить решение задачи или прочитать стихотворение. Что делать? В дополнение к спортивной секции (3 раза в неделю) и музыкальной школе (пять раз в неделю) театральный кружок? Какой-то клуб литературного чтения вслух с выступлением на сцене для детей (бывают такие?).
Не формируются навыки распознавания эмоционального состояния посторонних людей - как детей, так и взрослых. Это тот самый «эмоциональный интеллект», о котором стало модно говорить. Если будущая деятельность ребёнка будет связана с людьми, то эти навыки необходимы. Потеря серьезная и восполнить ее гораздо труднее. На пресловутые «кружки» не рассчитывайте. В кружках чаще всего царит доброжелательная атмосфера, нет напряжения «обязательности», дети собраны по интересам, преподаватель меньше нацелен на результат (исключение, пожалуй, составят музыкальные школы), каждый ребёнок работает индивидуально, реальные конфликты случаются крайне редко. А ребёнок должен видеть конфликт! Должен в нем участвовать! Должен научиться правильно реагировать и находить выход из конфликта! Должен, конечно, только самому себе. Все это нужно для его эмоционального развития.
Ребёнок лишается живого общения с преподавателем и другими учениками. Это не только возможность задать вопрос и получить ответ, это ещё и увидеть эмоциональную реакцию, почувствовать настроение, уловить скрытый смысл. Это возможность спорить и отстаивать своё мнение, это возможность услышать другое мнение, и не одно, а десять или двадцать! Опыт живого общения бесценен. Какие бы ни были прекрасные педагоги в интернет-уроках, для вашего ребёнка они останутся всего лишь «говорящими головами», а не живыми людьми.
Потери в качестве самого обучения. Педагогам давно известно, что любой ребёнок учится не только и не столько у учителя, сколько у других учеников, своих товарищей. Сосед по парте не может решить уравнение - помогу ему, заодно объясню ещё раз; а кто-то сделал быстрее меня - я тоже могу быстрее; кто-то предложил другой способ решения и даже поспорил с учителем (!), интересно, кто прав? Это может быть незаметным, скрытым, но работает именно так.
Подведём итоги: растрепанные нервы у мамы, дефицит эмоциональных компетенций у ребёнка с некоторой наклонностью к социофобии.
Заглянем в будущее. Ненадолго.
Я вас не напугала. Вы перешли на СО и справились! Ваш ребёнок успешно закончил 9 класс и получил аттестат! Что дальше? Ребёнок (уже подросток) поступает в техникум. Он не может высидеть три пары, он привык во время занятия жевать бутерброд или ковырять в носу, ему некомфортно в шумной группе 25-ти подростков, он не готов вставать по утрам в одно и тоже время, он вообще из дома выходить не хочет. То, что легко осваивает 7-летний ребёнок, становится трудным для 16-летнего. «В техникуме можно учиться заочно», - скажете вы. «И в университете тоже», - добавлю я. Можно всю жизнь работать удаленно, не выходя из дома. А чем не жизнь?
P. S. Я намеренно не затрагиваю проблемы подросткового возраста, когда даже самые активные, позитивные, целеустремленные и умные дети резко меняют сферу своих интересов, и учёба перестаёт входить в приоритетные задачи.
P. P. S. По моим наблюдениям учащиеся на СО со временем:
- возвращаются в школу (может быть частную)
- во главу угла ставят музыкальное, художественное образование или спорт (остальное - минимум для аттестата), чем резко ограничивают возможности дальнейшего образования или выбор профессии
- твердят два-три предмета с репетиторами, на остальное откровенно «забивают»
- «забивают» на все, порой родители выполняют за ребёнка задания - лишь бы пройти аттестацию
P. P. P. S. Прежде чем принимать решение о СО для своего ребёнка, вспомните как вы сами учились на курсах повышения квалификации - очно и дистанционно, что лучше? Вспомните, что удаленно вы стали работать с 30-40 лет, что у вас были чудесные студенческие годы, друзья и любовь.
Ещё раз задайте себе вопрос: я хочу - дать ребёнку образование или избежать школы?
С уважением,
Боброва Ирина.
___________________
В ближайшее время обязательно напишу подробный ответ на эту публикацию. И даже не потому, что большинство аргументов Ирины кажутся мне не слишком состоятельными, а причинно-следственные связи между некоторыми явлениями - нарушенными. А потому что главный для меня аргумент против СО в этом тексте даже не упомянут.
А пока очень интересно узнать мнение тех, чьи дети учатся/учились дома. С какими трудностями вам пришлось столкнуться?..
____________________________
Лайки, комментарии и репосты в другие соцсети строго приветствуются.