Сегодня мы возвращаемся в «Музей ковровского мотоцикла и спорта», чтобы продолжить рассматривать спортивную линейку мотоциклов завода.
В одной из прошлых статей я подробно рассказывал про кроссовый мотоцикл «Восход-175 СК»:
В то же время Завод имени Дегтярёва выпускал унифицированный с ним мотоцикл «Восход-175 СМБ-2» для мотобола.
Мотобол был крайне популярным видом спорта в Советском Союзе, хотя зародился он во Франции еще в 1930-е годы.
В СССР он пришёл лишь в середине 60-х годов с уже установленными правилами игры и стандартами, предъявляемыми к технике.
Игра проводится на поле, размерами с футбольное, но немного с другой разметкой.
Покрытие поля обычно не грунтовое, а гаревое или асфальтовое. В последнем случае асфальт немного посыпают песком, чтобы улучшить маневренность мотоциклов.
В каждой команде 5 человек — вратарь и 4 полевых игрока на мотоциклах.
Мяч используется особый: он значительно превышает футбольный по размеру. Снаружи у него была кожаная оплётка, а внутри находилась камера.
Правила игры довольно специфические (например, центральную линию поле можно проходить только с пасом), поэтому не буду на них останавливаться. Если интересно, то почитайте статью на Википедии.
На первый взгляд кроссовый мотоцикл «Восход-175 СК» и мотобольный «Восход-175 СМБ-2» похожи, как две капли воды. Но отличий у них гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Колёсная база мотобольного мотоцикла была немного короче, а передняя вилка имела меньший угол наклона.
Всё это было сделано в первую очередь для того, чтобы улучшить маневренность мотоцикла, ведь в мотоболе игроки часто должны разворачиваться «на пятачке».
Специфика мотобольных соревнований влияла и на другие конструктивные особенности мотоциклов.
Переднее колесо было меньше, чем у кроссового байка. Как правило, это были 18-дюймовые колёса.
На переднее колесо мотоцикла установлены дуги для ведения мяча, кроме этого обычно ставили так называемые «плуги», чтобы мяч не попадал под мотоцикл.
Отличалась и посадка спортсмена: она была более вертикальной, чтобы иметь распрямлённые ноги.
Большой дорожный просвет мотоциклу не нужен (хватало 150 мм), поэтому же и глушитель не стали задирать, расположив его на уровне двигателя.
Осветительные приборы на мотоцикле отсутствовали за ненадобностью.
Двигатель мотобольного «Восхода-175 СМБ-2» был доработан похожим образом с кроссовой версией.
Он развивал 16 лошадиных сил с рабочего объёма 173,7 кубических сантиметров.
При этом он не только должен был выдавать большую мощность для резких ускорений, но и хорошую тягу на низких оборотах.
А всё потому, что на переключение передач у гонщиков не всегда было время.
Особенности игры, когда ноги мотогонщиков поочерёдно были заняты ведением мяча, привели к тому, что часть органов управления мотоцикла дублировалось с двух сторон.
Слева дублировалась педаль тормоза, а справа рычаг переключения передач. То есть у «Восхода-175 СМБ-2» рычаги переключения передач и заднего тормоза были как слева, так и справа.
На некоторых более современных мотобольных мотоциклах переключение передач вообще выносили на руль.
Мотоциклы «Восход-175 СМБ-2» выпускались с 1977 по 1978 годы и распространялись по первичным организациям и мотобольным клубам ДОСААФ.
Всего было сделано около 250 мотоциклов этой модели, после чего на смену пришёл усовершенствованный «Восход-175 СМБ-3».
Он считается одним из самых успешных советских мотобольных мотоциклов.