Найти в Дзене
ГОРОД МОТОРОВ

Основной мотоцикл советского мотобола — «Восход-175 СМБ-2»

Сегодня мы возвращаемся в «Музей ковровского мотоцикла и спорта», чтобы продолжить рассматривать спортивную линейку мотоциклов завода.

В одной из прошлых статей я подробно рассказывал про кроссовый мотоцикл «Восход-175 СК»:

В то же время Завод имени Дегтярёва выпускал унифицированный с ним мотоцикл «Восход-175 СМБ-2» для мотобола.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Мотобол был крайне популярным видом спорта в Советском Союзе, хотя зародился он во Франции еще в 1930-е годы.

В СССР он пришёл лишь в середине 60-х годов с уже установленными правилами игры и стандартами, предъявляемыми к технике.

Игра проводится на поле, размерами с футбольное, но немного с другой разметкой.

Покрытие поля обычно не грунтовое, а гаревое или асфальтовое. В последнем случае асфальт немного посыпают песком, чтобы улучшить маневренность мотоциклов.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В каждой команде 5 человек — вратарь и 4 полевых игрока на мотоциклах.

Мяч используется особый: он значительно превышает футбольный по размеру. Снаружи у него была кожаная оплётка, а внутри находилась камера.

Правила игры довольно специфические (например, центральную линию поле можно проходить только с пасом), поэтому не буду на них останавливаться. Если интересно, то почитайте статью на Википедии.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

На первый взгляд кроссовый мотоцикл «Восход-175 СК» и мотобольный «Восход-175 СМБ-2» похожи, как две капли воды. Но отличий у них гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Колёсная база мотобольного мотоцикла была немного короче, а передняя вилка имела меньший угол наклона.

Всё это было сделано в первую очередь для того, чтобы улучшить маневренность мотоцикла, ведь в мотоболе игроки часто должны разворачиваться «на пятачке».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Специфика мотобольных соревнований влияла и на другие конструктивные особенности мотоциклов.

Переднее колесо было меньше, чем у кроссового байка. Как правило, это были 18-дюймовые колёса.

На переднее колесо мотоцикла установлены дуги для ведения мяча, кроме этого обычно ставили так называемые «плуги», чтобы мяч не попадал под мотоцикл.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Отличалась и посадка спортсмена: она была более вертикальной, чтобы иметь распрямлённые ноги.

Большой дорожный просвет мотоциклу не нужен (хватало 150 мм), поэтому же и глушитель не стали задирать, расположив его на уровне двигателя.

Осветительные приборы на мотоцикле отсутствовали за ненадобностью.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Двигатель мотобольного «Восхода-175 СМБ-2» был доработан похожим образом с кроссовой версией.

Он развивал 16 лошадиных сил с рабочего объёма 173,7 кубических сантиметров.

При этом он не только должен был выдавать большую мощность для резких ускорений, но и хорошую тягу на низких оборотах.

А всё потому, что на переключение передач у гонщиков не всегда было время.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Особенности игры, когда ноги мотогонщиков поочерёдно были заняты ведением мяча, привели к тому, что часть органов управления мотоцикла дублировалось с двух сторон.

Слева дублировалась педаль тормоза, а справа рычаг переключения передач. То есть у «Восхода-175 СМБ-2» рычаги переключения передач и заднего тормоза были как слева, так и справа.

На некоторых более современных мотобольных мотоциклах переключение передач вообще выносили на руль.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Мотоциклы «Восход-175 СМБ-2» выпускались с 1977 по 1978 годы и распространялись по первичным организациям и мотобольным клубам ДОСААФ.

Всего было сделано около 250 мотоциклов этой модели, после чего на смену пришёл усовершенствованный «Восход-175 СМБ-3».

Он считается одним из самых успешных советских мотобольных мотоциклов.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов