Проект Frostpunk, выпущенный в 2018 году — это невероятно атмосферный градостроительный симулятор, над созданием которого трудились мастера, подарившие миру такой шедевр как This War Of Mine.
Специалисты бренда 11 Bit Studios сумели создать уникальный тайтл, сильно отличающийся от своих же аналогов формата SimCity, Anno и Tropico. Пользователь, решившийся запустить Frostpunk, столкнётся с удивительной историей, рассказывающий о выживании некогда развитой человеческой цивилизации в условиях бесконечной зимы. По задумке разработчиков, игрок помещается в условия жесткого временного цейтнота: температура постепенно падает до –80 °C, у поселенцев кончается еда, и начинаются проблемы самого разнообразного характера.
Единственная задача (в ее роли, конечно же, выступает выживание), изначально кажется попросту недостижимой. Причем неприятности, касающиеся нехватки провианта и ресурсов, дополняются всевозможными ситуациями, затрагивающими, в том числе и морально-этические аспекты внутриигровой вселенной. Впрочем, от мастеров, когда-то выпустивших This War of Mine, пользователи и не ждали другого релиза. Frostpunk вобрал в себя огромное количество дилемм: от поедания тел бывших товарищей до детского труда и необходимости в показательных казнях.
Постоянные… проблемы
Как уже говорилось ранее, Frostpunk — это градостроительный симулятор, с некоторыми характерными особенностями. Пользователь должен спасти постоянно увеличивающуюся в плане численности кучку поселенцев, выживающих в условиях наступившего зимнего апокалипсиса. В рамках проекта не идет речь о продвижении цивилизации и заработке денег. Работники трудятся на угольных шахтах и лесопилках за еду, а единственная задача управляющего заключается в создании средств для нормального существования подчиненных. Нетрудно догадаться, что люди, попавшие в подобные обстоятельства, нуждаются в грамотном и повсеместном контроле. Вот только такой надзор с легкостью превращается в религиозную секту или аналог фашистского социализма.
Центральный модуль проекта Frospunk — это система законов. Помимо возведения новых зданий, прокладки дорог и поиска ресурсов, пользователь вынужден решать всевозможные проблемы, преимущественно, с задействованием новых законодательных норм. Причём у каждого решения есть свои последствия, а сами выборы нередко дают отсылки к этике и морали.
Например, в отстраиваемом поселении в определенный момент времени появляется слишком большое количество детей. Тут главный герой должен понять, что же можно с ними сделать. Первый вариант — построить качественный интернат, куда ребятишки бы уходили на время, пока их родители заняты работой. Правда, никакой практической пользы от такого развития событий не будет, ведь молодежь могла бы помогать старшим товарищам на различных должностях. Человек, решивший задействовать детский труд, должен быть готов к всяческим производственным авариям, в том числе и с увеличением процента смертности.
Подобных, непростых со всех точек зрения ситуаций, проект Frostpunk предлагает действительно много. Управленец может строить фабрики в ускоренном темпе, не считаясь с техникой безопасности и потерянными конечностями сотрудников. Трудовые инвалиды все равно рано или поздно получат свои протезы, так почему бы не направить их усилия в по-настоящему верное русло?
Похороны покойников также становятся предметом самого пристального интереса. Ведь замороженные трупы с легкостью помещаются на склад, оставаясь источником пищи на самый черный день. Кроме того, тела павших бойцов — это превосходный источник биологических удобрений для возводимых тепличных насаждений. Как уже говорилось ранее, Frostpunk — это максимально нетипичный градостроительный симулятор, с непередаваемой атмосферой наступающего конца.
Вера и порядок
Нетрудно догадаться, что люди, загнанные в шахты и работающие от зари и до зари, рано или поздно начнут роптать. Именно тогда протагонисту будет представлена возможность для задействования новых систем управления подчиненными. Вера и порядок — вот два выхода, каждый из которых обладает собственными преимуществами и недостатками. Впрочем, игра от 11 Bit Studios не была бы собой, если бы не обнажала самые ужасные стороны некоторых человеческих поступков.
Человек, выбравший систему порядка, понастроит вышек, внедрит социалистические лозунги и организует отряды добровольных горожан, способных стоять на страже спокойствия поселения. Потом начнутся обязательные смены, радиосообщения о курсе партии, первые тюрьмы и показательные истязания. Рано или поздно у центрального здания этого своеобразного города будет построен эшафот, на котором будут висеть тела людей, не согласных решениями пользователя.
Аналогичным образом всё работает и у людей, решившихся на внедрение собственной религии. Сначала все вновь выглядит прилично: престарелые пасторы обучают молодёжь, церковные труженики возводят лечебницы, поселенцы проникаются новой верой и начинают постепенно привыкать к окружающей действительности. Но рано или поздно горожане обязательно услышат о грешниках, инквизиции, порках и казнях. В общем, каждое решение тут — это палка о двух концах, без возможности полного соблюдения всех моральных регламентов.
Подведём итоги
Frostpunk — это достаточно простой, но в то же время до безумия интересный градостроительный симулятор. Единственный недостаток тайтла заключается в отсутствии хоть сколько-нибудь широкого ассортимента сценариев. Впрочем, игра понравилась пользователям (об этом свидетельствуют высочайшие оценки, например, на платформах Steam и Metacritic). Специалисты из 11 Bit Studios обещают выпустить множество бесплатных аддонов и DLC, делающих геймплей чуть более разнообразным.
Статья сделана коллективом сайта GamersGate.