Война и предательство тесно связаны друг с другом. Можно даже сказать, что боевые действия проверяют человека: кто-то уходит с поля брани героем, а кто-то – показывает свое истинное лицо.
Ганс Хельвиг: «такого никто не мог ожидать»
Ганс Хельвиг рассказал о перебежчиках и о том, как к ним относились. Что же поражало немцев? Бои шли не 24\7, поэтому у германских военных была возможность пообщаться с местными. Приверженцы Гитлера не понимали: как русские могут ругать коммунизм и своих вождей, если ходят под красными знаменами.
Не укладывалось это и в голове Хельвига. Он долгое время не мог понять, как патриотизм может уживаться с протестом и недовольством в каждом отдельном гражданине. По крайней мере, у немцев такого точно не было: если они клялись в верности фюреру, то не меняли своего мнения на протяжении целой жизни. Ну, и конечно же, у них не было привычки, собираясь в стенах своего дома, сетовать на правительство.
Мало того, некоторые люди целыми семьями уповали на то, что пришли немцы и их избавят от ненавистного сталинского режима. Это был еще один повод для удивления. У некоторых из таких русских Хельвиг даже жил. Правда, по его воспоминаниям, условия были аскетичные. Кроватей не было, спали, где придется. Впрочем, война есть война. В ту пору никто не жаловался и не мечтал о пуховых перинах.
Немцы ожидали, что все мирные жители будут смотреть на них, как на врагов. Поэтому их очень удивило, что с некоторыми даже удалось найти общий язык.
Оказалось, что в стане главного идеологического врага имеются и поклонники Гитлера. Конечно же, германцы не могли этого представить. Впрочем, немцы быстро проанализировали текущее положение дел. Они начали использовать предателей, перебежчиков и дезертиров в своих целях.
Случайно вышел к толпе немцев – сказал, что на их стороне
Однако и это не самое большое удивление. Часто к фашистам привыкали не только мирные граждане, но и советские солдаты. По воспоминаниям Хельвига, таковых было в избытке.
Основная причина таких поступков: вовсе не любовь к Гитлеру и его идеям, а желание русских спасти свои жизни. Часто, когда человек оказывается на волосок от гибели, ему становится не так важна идеологическая подоплека. Он просто хочет спасти свою шкуру, наконец, почувствовать себя в безопасности. Именно поэтому у некоторых действовал принцип: «случайно вышел к толпе немцев – сказал, что на их стороне».
Таких немцы отправляли в тыл. Существовало много лагерей для военнопленных. Что там происходило, Хельвиг не говорит. Ибо не бывал там. Правда, он не отрицает, что среди немецких военных и мирных жителей тоже были люди, которые в определенный момент примкнули к русским. У каждого из подобных людей были свои причины для предательства.
Как относились к перебежчикам немецкие солдаты?
Безусловно, во время войны предательство не поощрялось: как Германией, так и Советским Союзом. За бегство и дезертирство должны были судить. Если дезертиров ловили, то часто (с обеих сторон) все заканчивалось расстрелами. Да только не всех предателей можно было легко поймать. Они ведь знали, что их ожидает.
Другими словами, перебежчик или предатель иного рода всегда становился объектом для всеобщего презрения. И в СССР, и в Германии считали, что нельзя бросать свою страну, своих товарищей, свои войска. Человека, который так поступает, не за что уважать.
Цитаты истории - Цитаты и факты, которые так или иначе повлияли на историю. Подписывайтесь и будьте в курсе!