Именно черт, а не чёрт, имейте в виду. В данной статье пойдёт речь не о забавной нечисти, а о древнейшей и наиболее хорошо сохранившейся экосистеме. В этом контексте черт означает кремнистую сланцевую горную породу, немного похожую на агат. Все ведь слышали о моховом агате, прожилки которого якобы напоминают веточки растений? А в этом случае они не просто их напоминают, но и непосредственно ими являются, так что камень оказывается начинённым окаменевшими растениями! Так давайте же посмотрим на них внимательнее.
Найдены эти окаменелости были в окрестностях шотландской деревни Райни - так и возникло название чертов. По этой же причине сами растения были названы риниофитами (да, кто-то просто не умел читать по-английски, а потом закрепилось неправильное произношение).
Отличительная особенность окаменелостей из Райни - невероятно высокая сохранность: палеонтологи могут просто шлифовать кусочки таких камней, класть под микроскоп и изучать строение древних растений, ведь на тонких срезах видна каждая клеточка! Это чуть ли не единственный шанс узнать, как же всё было устроено в те далёкие времена (ранний девон, около 410 млн лет назад, не хухры-мухры), когда растения только начали осваивать сушу.
Сложно сказать, какие именно явления учёным стоит благодарить за такую возможность: считается, что каждый следующий слой чертов образовывался, когда горячие кремниевые воды затапливали берег термального источника, а покрывавший его сплошной ковёр мелких трав чуть ли не мгновенно окаменевал, как сейчас происходит в похожих условиях Йеллоустонских гейзеров. Однако современные образцы не сравнятся по детализации и точности с райниевыми чертами.
Заглянем же в это окошко машины времени и посмотрим вокруг внимательнее. Большинство растительности не превышает 15-20 см, только на заднем плане высятся прототакситы (а может, и не высятся - существует предположение, что свою стволоподобную форму эти грибы приобретали, когда ветер и вода скатывали в трубочку слои переплетённых гиф, слишком слабо связанных с грунтом из-за отсутствия почвы).
Перед вами лежат зелёные лужайки, покрытые густой травой. Правда, трава в данном случае - образное выражение, ведь эти растения на неё похожи весьма отдалённо. У них нет листьев, нет корней, и больше всего они похожи на разветвлённые маленькие тентакли, оплетающие поверхность земли или поднимающиеся вверх. Это и есть риниофиты - предки современных растений, от мельчайшего мха до огромных секвой.
Самые простые из них ещё обходятся без проводящей ткани, у кого-то она уже есть. В этой маленькой экосистеме можно найти и ближайших потомков, первые плауны, которое уже обрели листья (и к тому же были чуть крупнее остальных, до 40 см). Все они прекрасно размножаются спорами, как и положено древним растениям, однако многие из них имеют абсолютно одинаковые внешне поколение спороносных растений и поколение, которое размножается половым путём (однако как именно, к сожалению, остаётся загадкой). Эта примитивная черта унаследована ими от неизвестных предков-водорослей.
Помимо споров о размножении между участниками экосистемы активно велись споры на тему выживания: мгновенные «снимки», получившиеся в результате затопления растительности, позволяют нам увидеть обкусанные, проколотые побеги, первых насекомых как потенциальных виновников, паразитические грибы, атакующие только что проросшие растеньица… Впрочем, в этом мире есть место и дружбе: в райниевых чертах сохранились первые свидетельства формирования микоризы - взаимовыгодного сотрудничества грибов и высших растений, хотя последние пока и не имеют корней, обычно используемых для этого. Другой пример симбиоза - лишайники, которые тоже составляли часть экосистемы, но, в отличие от настоящего времени, их образовывали плесневые грибы.
Конечно, риниофиты находили и до открытия райниевого черта, и даже есть более древние находки. Есть даже риниофиты, имевшие облик морских трав, - они, очевидно, росли в более благоприятных условиях. Однако столь необычные условия произрастания, существовавшие на месте современной Шотландии, - это во многом уникальный шанс узнать, как всё было на самом деле.