Найти в Дзене

Интервью с комиксистом Беном Хейсемансом

Недавно нам посчастливилось пообщаться с бельгийским художником, автором «Юбера» Беном Хейсемансом. Бен оказался невероятно «живым», увлеченным и крайне интересным собеседником. Он рассказал, почему после обучения анимации решил заняться комиксами, какие сюжеты считает слабыми и как создать по-настоящему сильную историю, а также о разнице между тем, что нас вдохновляет, и тем, откуда мы черпаем идеи. Приятного чтения!

Бен Хейсеманс. Фото: © Ivan Put
Бен Хейсеманс. Фото: © Ivan Put

— Почему ты начал рисовать комиксы? Кто или что вдохновило тебя на это?

— Я начал изучать анимацию, потому что мне всегда нравилось визуальное повествование. И хотя после окончания учебы я планировал снимать короткометражные фильмы, у меня появился замысел более масштабной истории, которую невозможно рассказать в рамках короткометражки. Поэтому я начал присматриваться к комиксам. Я открыл для себя творчество Криса Уэйра и Дэйва Маккина и был поражен возможностями этого искусства. Я решил остаться на еще один год в магистратуре, чтобы изучать комикс (в Бельгии это называется «магистратура после магистратуры»), и за этот год написал сценарий для своей первой книги — «Юбер» и нарисовал первые три главы. Моя цель рассказать историю в виде комикса была достигнута, но преподаватели заставили меня закончить книгу после учебы. Так я и сделал.

Успех моей первой книги открыл мне двери в мир девятого искусства, и я написал вторую [Aaron; издательство Oogachtend, 2020. — Примеч. ред.]. Сейчас я работаю над третьей книгой — возможности продолжают расти!

В 2012 году Бен снял короткометражный анимационный фильм Coopers — дань уважения комедийному актеру Бастеру Китону

— У тебя есть какие-нибудь правила насчет создания историй? О чем ты бы не стал писать комикс?

— Мне не нравятся слишком очевидные сюжеты; не нравится, когда сюжет вращается вокруг одной темы, пытается донести до читателя одну конкретную мысль. Если уже на середине книги мне понятно, о чем она, мне становится скучно. С тем же успехом я мог прочесть аннотацию на задней стороне обложки и ограничиться ей. Однако первое, чему учат в школе или университете, — сжимать суть любого проекта до синопсиса. Это просто лишь на первый взгляд и действительно помогает студентам четко сформулировать тему своего проекта. В конце концов, нужна отправная точка. Но если суть книги сводится лишь к одному синопсису, то, пожалуй, ее и писать не стоило.

Это не значит, что вы должны отказаться от главной мысли, которую хотите донести с помощью книги, нет. Просто создайте пространство, окружение, в котором она сможет развиваться. Только так у вас получится создать что-то настоящее: то, что действительно впечатлит читателя; то, где читатель найдет свою собственную точку входа и, надеюсь, при каждом перечитывании будет открывать для себя что-то новое.

Когда меня спрашивают, о чем моя книга, я теряюсь. Я начинаю рассказывать о главных персонажах, месте действия и прочем, но это почти ничего не говорит о самой книге — я лишь обрисовываю канву. Моя книга о многом: о жизни глазами моих персонажей. Крис Уэйр как-то сказал в интервью (для лучшего понимания нужен контекст): «Вы же не будете просить человека при смерти назвать главную тему его жизни».

Книга должна быть прежде всего исследованием. Я люблю искусство и, соответственно, не люблю пропаганду. Когда я пишу, я не пытаюсь продать идеи, я пытаюсь вызвать понимание. То есть я стараюсь изображать своих героев как можно честнее — и их самих, и то, что их окружает. Из этого и вытекают темы моих книг.

Рабочее место Бена. Фото: © Ivan Put
Рабочее место Бена. Фото: © Ivan Put

— Расскажи о своем рабочем процессе. Придерживаешься ли ты какого-то расписания? Сколько часов в день ты уделяешь рисованию?

— Я работаю каждый день с 9 утра до 6 вечера. Конечно, иногда приходится отклоняться от этого графика, но я стараюсь придерживаться его, чтобы не терять концентрацию.

— Расскажи о своих любимых инструментах для рисования. Почему ты пользуешься именно ими?

— Я все рисую обычным карандашом, но предпочитаю масляную краску из-за ее пластичности.

Бен за работой. Фото: © Schlirf Yves
Бен за работой. Фото: © Schlirf Yves

— Кто или что тебя вдохновляет? Есть ли у тебя любимые художники?

— Мне кажется, под вопросом: «Кто тебя вдохновляет?» на самом деле скрывается другой: «Кому ты стараешься подражать»? Потому что, когда я начинаю перечислять музыкантов, интервьюеры перебивают: «Нет-нет, мы не об этом». Источники вдохновения для меня — все то, что подпитывает творчество. Зачастую это действительно музыка, ведь в музыкальном мире происходит много сумасшедших и вдохновляющих вещей. Например, азиатская группа Asa-chang & Junray всегда производит на меня впечатление. Хорошей музыки становится все больше и больше, но именно эта группа будто разгадала некий код, который помогает ей каждую новую композицию делать еще интереснее и ярче. В мире комиксов это, безусловно, Крис Уэйр; на мой взгляд, он разгадал код комиксов.

Есть разница между тем, что нас вдохновляет, и тем, откуда мы черпаем идеи. Многие путают второе с вдохновением. Я постоянно ищу вдохновение, но идеи я не ищу, потому что они приходят сами, когда я чем-то вдохновлен. Так вероятность получить оригинальную, уникальную идею намного выше. Этот процесс связан с абстрактным, невербальным мышлением. Возможно, это прозвучит глупо — потому что невербальное мышление просто невозможно перевести на язык (поэтому его вряд ли можно объяснить), — но все сводится к тому, что я стараюсь как можно больше развивать эту труднодоступную область нашего мозга и позволяю ей работать. За неимением более подходящего слова большинство людей называют это творчеством, но это лишь один из аспектов пассивного, невербального мышления. Дэвид Линч проводит сравнение с океаном, где идеи — это рыбы. У вас есть рыба, которую вы видите и при желании можете поймать, но есть и темная, невидимая часть океана, где водится рыба покрупнее. Чтобы отыскать эту крупную рыбу, вам придется нырнуть глубже и отправиться в неизвестность. Потому я и не читаю чужие комиксы — так больше шансов поймать большую рыбу. Я стараюсь находить вдохновение (но не искать идеи) в других вещах, например, в музыке.

___________________________________

Узнать больше об истории создания «Юбера»

Полистать «Юбера»