Найти тему
Зинаида Пронченко

Мне пришлось посмотреть сериал Надежды Михалковой. Он о русском кинематографе, и чувства у меня смутные

Начала пару дней назад смотреть мини-сериал Надежды Михалковой «Номинация». Прислали одну серию (всего их 4), да еще и с черновым звуком. Надеюсь, в чистовой версии у едких знатоков отечественной действительности бутылка хорошего шампанского уже не будет стоить в ресторане 3200, ну или напиток переименуют в просекко.

Впрочем, несоответствие цены качеству далеко не главная проблема «Номинации», принадлежащей к редкому жанру кино о кино. Значит саморефлексия? Значит кто-то из наших кинематографистов подал голос, вернее поднял руку — из братской могилы.

Надежда Михалкова играет себя — дочку мэтра, которая мечтает сниматься не в фигне и потому не снимается в России. В самом начале она дает интервью реальной Екатерине Гордеевой и чехвостит коллег.

Анна Михалкова тоже играет себя — старшую сестру, которая снимается в фигне, а потому звезда в России. Еще есть мама Максакова, глава НКО, погрязшего в коррупции — берет деньги на фильмы, которые, в отличие от «Номинации», к счастью остаются на бумаге.

Кадр со съемок сериала «Номинация»
Кадр со съемок сериала «Номинация»

Папу предсказуемо умертвили за 16 лет до, потому что на высмеивание Никиты Сергеевича отваги не хватило, осталось только сценарное слабоумие.

Все, кроме Владимира Мишукова (в роли любовника Максаковой) играют безобразно. Что, наверное, логично. Ведь героини постоянно возмущаются — русское кино 16 лет спустя по-прежнему в яме и эти диалоги и эти повороты нарратива сыграть невозможно. Получается «Номинация» — это мета-яма.

А пытается очень однобоко. Например, досталось Кантемиру Балагову, помноженному на Звягинцева с Коваленко. Юный 25-летний режиссер открывает собственную ретроспективу — из двух фильмов. Первый был хороший, а второй про «повесточку» — «Горы-любовь» и на афише горбатая гора и носы с горбинкой.

То есть наше кино делится на «нерусское конъюнктурное» и «русское коррупционное», а посреди стоит Надежда Михалкова, изображая жертву, и жалуется, что запуталась в шинели отца, а ведь у нее столько идей и еще больше мнений — о разнице между Каннами и Канском, шампанским и просекко.

Привилегии, разумеется, утопили в бутылке не одну голливудскую династию. И вообще всем нелегко, особенно родне российских кинематографистов. Критика их помутненного разума или самокритика буржуазного пса (простите без феминитива) — тоже дело похвальное.

Кадр со съемок сериала «Номинация»
Кадр со съемок сериала «Номинация»

Однако не оставляет ощущение, что у Надежды Михалковой и компании Медиаслово в пандан к «Беспринцыпным -2» выходят «Принципиальные 1».

Какие вы? Такие же, как и мы. И сколько дают продюсерам сегодня на это недоразумение...