Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Беспредел" (СССР, 1989) и "Бесы" (Россия, 1992)

Беспредел. СССР, 1989. Режиссер Игорь Гостев. Сценаристы: Игорь Гостев, Леонид Никитинский. Актеры: Андрей Ташков, Антон Андросов, Александр Мохов, Лев Дуров, Александр Кузнецов, Виктор Павлов, Сергей Гармаш, Михаил Жигалов и др.

Помнится, Игорь Гостев сильно удивил публику, привыкшую ждать от него партизанских «киноповестей» и «контрпропагандистских» историй, жестким и страшным «Беспределом». Драмой, где, пожалуй, впервые с такой степенью правдивости в отечественном кино показывалась тюремная жизнь.

Получивший известность в «Плюмбуме», Антон Андросов сыграл в «Беспределе» молодого заключенного, не желающего жить по бандитским законом…

Конечно, можно сказать, что фильм Игоря Гостева своего рода кинематографическая публицистика, мало чем отличающаяся от разоблачительной газетной статьи. Пусть так. Но на рубеже 1990-х «Беспредел» воспринимался как одна из первых попыток честного разговора на острую тему...

Александр Федоров

-2

Бесы. Россия, 1992. Режиссеры и сценаристы: Игорь Таланкин, Дмитрий Таланкин (по одноименному роману Ф. Достоевского). Актеры: Андрей Руденский, Пётр Юрченков, Дмитрий Певцов, Сергей Гармаш, Алла Демидова, Ирина Скобцева, Ольга Кабо, Дарья Михайлова, Армен Джигарханян, Фёдор Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Владимир Антоник, Любовь Стриженова, Александр Филипенко и др.

«Бесы» один из самых знаменитых романов Федора Достоевского уже не первый раз обретает экранную судьбу. Однако отец и сын Таланкины отважились поставить первую российскую экранизацию «Бесов», пригласив на роль Николая Ставрогина Андрея Руденского, актера, широкую известность которому принес телесериал Виктора Титова «Жизнь Клима Самгина».

Аристократическая внешность, холеное изящество движений, брезгливость интеллектуала, вынужденного волею обстоятельств общаться с низшей кастой, мазохистские наклонности, таков образ, создаваемый Андреем Руденским на экране.

Несколько театральна, но выразительна в роли сумасшедшей супруги Ставрогина любимая актриса Игоря Таланкина Алла Демидова. И как всегда декоративна в своих повадках манекенщицы Ольга Кабо...

Не стремясь вместить в фильм все сюжетные линии «Бесов», постановщики концентрируют зрительское внимание на параллелях с еще одним романом Достоевского «Преступление и наказание», размышляя над тем, к чему может привести известный тезис о том, что «все позволено»...

Старомодный, даже архаичный по стилю фильм Таланкиных, быть может, лучше смотреть по телевидению или на видео в несколько приемов. Тогда длинноты и невнятные места, вероятно, не будут так отчетливо бросаться в глаза...

Александр Федоров