О Вин Чунь я уже писал в своих статьях, где делал анализ этой системы. Но комментарии читателей и различные статьи других авторов, обучающие видеоролики побудили меня рассмотреть эту тему более подробно.
Начальная позиция в Вин Чунь, что она дает? Правая рука поднята и выдвинута вперед. Почти разогнута. Да это все равно, что мы вывели войска из траншей и построили перед противником в парадном строю. У руки нет никакого разгона. Чтобы ее разогнать, понадобится опустить ее вниз или увести в сторону. В противном случае все, что она может, это бросится в самоубийственной атаке на противника, атаке слабой и короткой. А, кроме того, поднятая рука – это проблема. На нее давит сила тяжести, и нам придется все время держать ее в напряжении, удерживая на весу. То есть бой еще не начался, а мы уже теряем силу и энергию.
У второй руки, которая у груди, позиция получше, она хотя бы не вытянута. Но, как и у выдвинутой руки, у нее также напряжен бицепс. И перед ударом или блоком, с него придется снимать напряжение.
В таком положении руки могут очень хорошо делать только одну вещь. Это вытянуться вперед и просто мешать атакующим рукам противника. Когда я учился, у нас это называли «ветви дерева». Ветви торчат и не дают добраться до ствола. И надо сказать, что вот как раз этой методикой Вин Чунь очень сильно. Любой ударник или борец, атакуя винчуниста, рискует нарваться именно на торчащие ветви, и ему придется решать эту проблему.
Как решается эта проблема? Очень просто, как и с деревом. Ветви рубятся, пилятся, ломаются. Не надо пытаться раздвинуть ветви. Это и с деревом будет чревато, а с Вин Чунь так и вдвойне чревато. Потому как ветви сохраняют свою силу и упругость.
И вот дальше из этого положения рук Вин Чунь пытается ставить блоки. Внешне все очень красиво. За счет вращения в локтевом суставе руки перекрывают и нижний уровень и средний. Вот только есть проблема в силе. Если атакующий удар идет мощный и сметающий все на своем пути, ему такие блоки будут просто подарком. Блок, идущий с круга, всегда хорош, но силу в него не набрать, потому что круг создается только локтевым суставом. Простая физика – называется «плечо силы», и в классических блоках Вин Чунь это плечо короткое.
К тому же винчунист стоит фронтально, в полный рост, и нет проблем с тем, чтобы просто обойти его блок и двинутся дальше к телу. Есть такая фишка как двойные удары. Одна рука в одном движении наносит два удара. Причем никакого реверса нет. Рука обратно не возвращается, только вперед. Если двойной удар сбить блоком, то это двойному удару только поможет. Но это уже премудрости.
Мы же вернемся к более простым вещам. А именно к тому, что блокировка в Вин Чунь «узкая». То есть блоки перекрывают только тело, далеко от тела не отходят. При этом атакующие удары – короткие. А это значит, что не надо атаковать винчуниста с дальней дистанции. Надо просто спокойно подойти поближе, и только тогда атаковать его по длинным круговым и дугообразным траекториям, стараясь просто обойти защитную зону Вин Чунь.
В общем, блоки сбивающие и останавливающие – довольно слабы по своей сути, чисто по физике и механике движений. Но сбрасывать полностью со счетов их не стоит. Они могут очень пригодиться винчунисту в атаке для того, чтобы раздвинуть руки противника, убрать их с пути атаки и открыть проход для ударов.
Третья группа блоков – скользящие. Их суть в том, чтобы не останавливать удары противника, а просто сдвигать их в сторону. Такие блоки очень интересны тем, что на их выполнение идет минимум энергии, в тоже время они позволяют мгновенно переходить к атаке. Скользящие блоки не создают «зажимов» и пауз между блоком и ударом.
Но в скользящих блоках тоже не все так просто. Чем более скользящим является блок, тем меньше он мешает удару. Во-первых, есть удары, которые не реагируют на скользящие блоки и не уходят в сторону. Хотя это и сложная техника. Во-вторых, что самое важное, скользящие блоки надо суметь успеть поставить. Малейшая ошибка здесь чревата серьезными последствиями.
А потому в Вин Чунь появляется дополнительная к блокам техника. Это техника вращения тела вокруг оси. Но это не полное вращение, а просто поворот на 45 или 90 градусов, боком противнику. Такой поворот выполняется вместе со скользящим блоком, что усиливает блок, и увеличивает эффективность, потому что тело убирается из-под удара. То есть скорость движения тела складывается со скоростью блока и, таким образом, достигается нужная скорость реакции защиты.
При этом резкий поворот тела на 90 градусов не может бесследно пройти для стойки. Ступни тоже вынуждены повернуться на 90 градусов. А увод тела от удара приводит к тому, что центр тяжести часто переходит на одну ногу.
Но и здесь есть свои НО! А именно. Все слишком сложно. Вот тут немного лирики от меня. В конце изучения разных техник у нас упражнение на реакцию было следующим. Надо было просто ровно встать, впасть в состояние тишины и остановки времени. Если это состояние довести до ума, то падение сухого листка с дерева выглядит как разряд молнии со страшным грохотом, который раскалывает мир на части. Ну а дальше противник должен атаковать как хочет, без предупреждения и в любом темпе. Причем даже с дистанции удара рукой, где считается, что удар вообще не блокируется, потому что слишком дистанция короткая и слишком мало времени на реакцию на его удар. Так вот, даже в таких условиях защита работает.
Но что очень примечательно. При постановке блока срабатывает только рука. Никакого движения тела нет, нет даже вложения тела в силу блока. Ничего нет. Одно чистое и быстрое движение руки, как разряд молнии. И именно оно решает проблему защиты. Даже если противник атакует с вложением тела. Там очень хитрый нюанс есть. Вы выигрываете, потому что начинаете блок позже удара. Тот, кто начинает позже, всегда выигрывает. Но это уже совершенно отдельная и для многих скандальная тема.
Это я все к чему? К тому, что в экстремальной ситуации, требующей мгновенной реакции и скорости у вас может сработать только один элемент – или рука, или нога, или голова. Любая другая добавка как поворот туловища, поворот стоп и т.п. – затормозит защиту, потому что рассеет внимание и энергию.
Перейдем к вопросу атакующих действий. Главный удар Вин Чунь – вертикальный, удар кулаком вперед при вертикальном положении кулака. Причем удар без наклона туловища вперед. И это короткий удар, что очень важно понимать. Хуже того, это слабый удар. По своей сути – это удар-таран. Попробую пояснить на примере. Не знаю как сейчас, а вот в советские времена старые здания разрушали очень интересным способом. Такой был некий кран, со стрелы которого на металлической цепи свисал громадный металлический шар. Вот стрела крана «размахивалась» и со всей дури метала шар на цепи в дом. Дом – вдребезги. Вот что такое эффективный удар, один из эффективных. Это удар кистенем. И это удар кулаком, который находится в горизонтальном положении, удар, идущий по дугообразной траектории.
А вот в древние времена, в эпоху рыцарских замков, как выбивали ворота? При помощи тарана. Таран – это дерево на цепях, которое раскачивалось в горизонтальном положении и своей массой било в ворота. И вот что важно. Ворота не разносились в щепки, они просто раскрывались от удара, замок ломался.
Так вот. Удар с вертикальным положением кулака – это именно таранный удар. Таким ударом можно запросто выбить зубы, сломать нос, «выбить замок на воротах». Но таким ударом нельзя ничего «разнести в щепки».
Таранный удар вертикальным кулаком слишком интересная вещь, особенно с точки зрения исторического развития БИ. Хитрость в том, что удар горизонтальным кулаком чреват травмами. Это все знают. А вот удар вертикальным кулаком, еще и по принципу тарана является самым безопасным для кулака. Хотя часто его и ударом назвать сложно. Это именно таранный толчок, а не удар. Мало кто знает, что во французском боксе (или савате) применялся именно такой удар, пока они не «приобрели» английскую технологию. В Шаолиньском стиле много ударов вертикальным кулаком. И что интересно, японская версия шаолиньского стиля Шоринджи кэмпо строится именно на вертикальном ударе кулака. Так каков был настоящий стиль Шаолиня в конце 19-го века?
Так вот. Таранный удар может неплохо выбить противника из колеи, может оттолкнуть его, может частично поразить. Но таранный удар не может противника угробить. Не случайно, Эмин Боздеп, выдающийся специалист в драке на основе Вин Чунь использует таранный удар только как метод входа в противника, чтобы парализовать эффективность его обороны. И все! Дальше вступают в дело другие методы.
А есть другой вид вертикального удара – скоростная серия ударов вертикальным кулаком. Так сказать, вторая визитная карточка Вин Чунь. Далеко не все понимают, что скоростная серия вертикальных ударов избавляет от проблем таранного удара. В серийных ударах появляется круговая траектория, а круговая траектория создает разбивающий эффект в ударах. Эффект слабый при вертикальном положении кулака, но это компенсируется большим количеством ударов. Что и делает Эмин Боздеп. Он вламывается в противника таранным ударом и мгновенно переходит на серию.
Серия вертикальных ударов в Вин Чунь наносится в вертикальной плоскости. Кто не понимает, что такое вертикальная плоскость, - вы должны для начала придти домой. Найдите межкомнатную дверь и откройте ее. А теперь подойдите к двери с ее торца. Положите правую ладонь на одну сторону двери, а левую на другую. А теперь очень нежно начинайте гладить дверь своими ладошками. Ну вот ваши руки и двигаются в вертикальной плоскости.
Серия ударов вертикальным кулаком в вертикальной плоскости открывает возможность атаки вертикальной линии тела человека. Вот вам и концепция Вин Чунь. Хотя, честно говоря, в наше время это бестолковая концепция. Сейчас известно слишком много вариантов атак и защит, чтобы акцентироваться только на вертикальной линии человека. В позапрошлом веке атака вертикальной линии была неожиданной, а вот сейчас этим никого не увидишь. Хуже то, что атака вертикальной линии в наше время убирается лучше всех, потому что она подставляется под блоки.
Тем не менее, серия вертикальных ударов открывает перед Вин Чунь возможность быстрого и резкого входа в противника с атакой. Если руки противника мешают, они убираются в стороны, и путь к атаке открыт. Если противник сам ставит блоки и пытается закрыть вертикальную линию тела, руки атакующего совершают захваты рук защищающегося и убирают их с пути, опуская вниз.
При многих плюсах атаки центральной линии противника вертикальными ударами, их минусы очевидны. Это и слабость, и предсказуемость, и, что самое главное, удары короткие, требуют ближней дистанции.
Эту проблему понимают и в Вин Чунь, а потому в стиль заложили вертикальный удар, который уже «пытается» идти в горизонтальной плоскости. Это удар, когда кулак стартует не от вертикальной линии тела, а от плеча. При этом тело поворачивается плечом к противнику в момент удара, создавая дополнительное усилие.
Но мало, кто знает, каким образом кулак приходит к стартовому положению у плеча. Хотя в учебниках по Вин Чунь это неплохо прописано. Чтобы понять этот механизм, нам надо вспомнить старые мельницы, где мололи зерно на муку. Я сам не очень представляю устройство мельницы, но хорошо понимаю принцип. Берем два каменных диска, в средине у них отверстия для стержня. В итоге получается, что один диск (верхний) как бы одет на другой и при этом может вращаться. К этому диску прикреплен сверху еще один стержень, который играет роль ручки. Вот насыпаем зерно между дисками, берем рукой ручку и начинаем верхний диск вращать, сидя на пеночке перед своей мельницей. Вращаем против часовой стрелки, если смотреть сверху. Это очень важно, потому что, если вращать в другую сторону – упаримся от потери сил.
В итоге – так. Согните правую руку в локте и поднимите ладонь в вертикальном положении на уровне. Теперь представим себе, что на уровне груди между ладонью и грудной клеткой находится каменный диск, который рука держит за ручку. И вот, ладонь начинает вращать диск, если смотреть сверху, то против часовой стрелки. Поэтому правая рука по кругу идёт сначала в сторону левого плеча потом проходит мимо груди проходит к правому плечу и дальше по кругу начинает удаляться тела. И вот в этот момент, когда рука начинает отдаляться, идет толчок кулака вперед. К нему добавляется рывок правого плеча к противнику, что создает вращательный момент, который усиливает удар.
Проблема в том, что на самом деле в Вин Чунь так практически не бьют. Такую технику можно увидеть только при изучении «бьющих пальцев». И то не во всех школах и не у всех преподавателей. У Вильяма Чеунга, например, такая техника есть.
А как бьют в Вин Чунь? Первый, классический удар начинается с такого положения руки: локоть отводится назад, за спину, а кулак прижимается к ребрам. Все как в каратэ, только кулак выше. Локоть чуть опущен вниз, поэтому предплечье не горизонтально земле. Кулак в горизонтальном положении, ладонью вверх. Затем кулак из этого положения идет в положение перед грудью и переворачивается в вертикальное положение, большим пальцем вверх. Ну а дальше по прямой таранным движением, о чем я уже и говорил.
Добиться силы такого удара, да еще из фронтальной стойки задача нетривиальная. Потому в Вин Чунь идут не некие хитрости. Первая «хитрость» – самая простая, самая логичная, и потому довольно бестолковая. Удар не выводится в вертикальную плоскость, которая проходит через вертикальные линии тел бойца ВЧ и его противника. Удар идет в плоскости, которая расположена под углом к сопернику. Проще говоря, кулак от правого плеча, со стартовой позиции не выходит на классическую вертикальную плоскость, а сразу по прямой идет в противника, как в каратэ. При этом правое плечо тоже идет вперед, поворачивая тело бойца ВЧ полубоком к противнику. Вращение тела создает вращательный момент для усиления удара.
Почему я называю эту «хитрость» бестолковой? Потому что на самом деле в плане получения силы удара мы поменяли «шило на мыло». В классическом вертикальном ударе в вертикальной плоскости по центру тела есть возможность сыграть и весом и массой тела, усиливая удар. А вот в ударе от линии плеча можно сыграть только вращательным моментом. Поэтому в итоге мы получили два разных удара с примерно одной и той же силой.
Отличие их в том, что удар от линии плеча более длинный за счет поворота корпуса. Кроме того, он позволяет атаковать противника под неким углом и более прост в исполнении, чем классический вертикальный удар. Но при этом от него и легче защищаться, потому что он «привязан» к плечу. Движение плеча всегда хорошо видно. А вот вертикальный удар гораздо более коварен, потому что всегда может поменять траекторию и уровень атаки. К тому же, он легко переходит в другие удары.
Другая «хитрость» Вин Чунь – это сгиб кулака в кистевом суставе. Вот вытяните вперед руку правую. Опустите кисть, чтобы пальцы смотрели в землю. Это метод держания кисти называется «Земля». Теперь поднимите пальцы к небу так, чтобы вперед смотрела открытая ладонь. Этот метод называется «Небо». Теперь пальцы вперед, ладонь смотрит вниз – это метод «Человека». «Земля» дает силу, «Небо» - скорость, подвижность, «Человек» - усредненная техника.
И вот, отводим локоть назад, кулак прижимаем к ребрам, но при этом сгибаем кисть руки в положение «Земля». Ладонь кулака при этом смотрит как бы назад. И вот теперь можно бить удар хоть в вертикальной плоскости, хоть от плеча. Удар уже будет сильнее за счет эффекта «хлеста» при переходе от «Земли» к «Человеку». Но надо сказать, что таким эффектом пользуются с толком только те, кто уже прошел уровень «бьющие пальцы».
Но я должен сказать, что потенциал вышеописанного классического удара реализован далеко не полностью. Прежде всего, полостью не реализованы потенциалы использования предплечья и траекторий. Например, очень интересный удар получается, когда кисть раскрыта и согнута в положении «Небо». Другой вариант – в исходном положении локоть должен быть четко отведен назад и не опускаться вниз, предплечье в горизонтальном положении к земле, кисть в положении «Человек». Еще один интересный и важный вариант, когда удар идет в противника сразу от линии плеча, но траектория дуговая, а кулак значительную часть пути идет в положении ладонь кверху.
Ну и конечно, главный вопрос: «А можно ли классический удар использовать в реальном бою?» То есть можно ли в реальном бою, в драке бить из положения «локоть назад, кулак прижат к ребрам»? Конечно, можно и даже нужно. Но вот только как это сделать? По крайней мере, я нигде ни у кого не видел, чтобы этот вопрос был решен и применялся.
Теперь еще один очень важный технический элемент. Исходное положение – руки подняты перед собой в классическом положении Вин Чунь – локти вниз, левая рука впереди, правая у груди, руки в вертикальной плоскости. Нам надо нанести прямой удар вертикальным кулаком правой рукой от груди. Так и просится сделать прямой таранный удар. Это самое простое решение. Но есть решение посложнее. Представим себе, что между кистями рук стоит тот самый каменный жернов-диск. Только маленький, в диаметре чуть меньше расстояния между кистями рук. Правая рука начинает прямой таранный удар, но сразу же упирается в диск. Диск крутится, поэтому рука начинает скользить по его краю. В результате ладонь смещается и вперед и к правому плечу по кругу. Как только она достигнет правого края диска, ладонь обретает свободу и просто срывается вперед сжимаясь в кулак. При этом правое плечо тоже «срывается» вперед, поворачивая тело вокруг оси и создавая момент вращения. Такой подход позволяет усилить вертикальный таранный удар.
Не смотря на все ухищрения, проблема таранного удара все равно остается. Это довольно низкая поражающая эффективность, потому что удар толкающий с маленькой траекторией разгона и небольшим стартовым усилием. При этом на него накладывается кисть, сжатая в кулак. Кулак создает тупой удар. Этот как летящее вперед бревно с незаостренным концом.
Из этих сложностей в Вин Чунь выходят двумя путями. Первый путь – мастерский. Это техника «бьющих пальцев». Пальцы делают удар острым. Особенно он опасен при ударах в шею. В технику бьющих пальцев вставили еще один очень интересный элемент. Это удары кистью руки. Вытяните руку вперед. А теперь не сгибая ее в локте и никуда не двигая, наносите удары исключительно за счет сгибов-разгибов и круговых движений кистевого сустава. Кулаком так не побьешь, а вот пальцами очень даже можно. В результате в таранный удар добавляется удар чисто кистью руки с пальцами. И таранный удар превращается из летящего бревна в прыжок змеи, которая в момент контакта «кусает ядовитыми зубами» кистевого удара пальцами.
Именно эти удары кистью являются одним из секретов техники Вин Чунь, о которых очень неохотно рассказывают. Хотя я должен сказать, что такая технология как раз присуща многим пальцевым школам кунг-фу. Более того, в Вин Чунь данная техника довольно бедненькая по своему многообразию. Техника бьющих пальцев очень многогранна. Особенна та, где удары наносятся не сложенными пальцами, а отдельными пальцами в разной последовательности. Причем удары эти идут по всяким точкам.
Второй путь усиления таранного удара – это «шлепающие» удары кистью. «Шлепающие» удары – это очень лайт-версия «бьющих пальцев». Грубо говоря, способ превращения бьющих пальцев в удар кулаком. Объяснить шлепающий удар очень сложно, его надо показывать, тем более что там немало нюансов. Но я попробую хотя бы приблизительно описать, о чем идет речь.
Вот многие знают такое упражнение с теннисным мячиком – бросаем его в стену или в пол, а потом хватаем рукой. Типа это развивает реакцию и еще что-то там. Так вот, так как раз делать и не надо, потому что это детское упражнение, которое взрослому уже ничего не дает. Это упражнение надо делать вдвоем. Ваш партнер бросает Вам спичечный коробок. Вот его и надо суметь поймать. Спичечный коробок важен, потому что он не круглый. Малейшая ошибка, коробок как-то не так пойдет в руку, и все, его не поймать. Поэтому кисть и пальцы вынуждены работать очень резко и быстро. Пальцы должны сомкнуться до того, как проявятся проблемы некруглости-неровности коробка. Более высокий уровень – попробуйте ловить маленький детский попрыгун.
Суть в том, что задача здесь не предмет ловить (ловля – это другой раздел техники), а нужно научиться за доли секунды схлопывать кисть. И вот теперь расслабляем кисть, и бьем удар с расслабленной кистью. Но в момент контакта с ударяемой поверхностью кисть резко схлопывается в жесткий кулак. Получается что-то вроде дополнительного шлепка к исходному удару. А шлепок этот имеет разбивающий эффект.
Технология схлопывания-шлепка очень серьезна, но она «портит» таранный удар, потому что с ним плохо совместима. И в итоге в Вин Чунь появились серийные удары. Это вертикальные удары, которые идут в вертикальной плоскости с большой скоростью по несколько штук, от 4 до 10, можно и больше. Для серии количество не важно. Серия интересна тем, что что всякие огрехи одного удара компенсируется их количеством. Кроме того, серия позволяет создать ошеломляющую атаку, напор, и может заставить противника растеряться и потерять инициативу. И что важно знать траектория нанесения серийных ударов бесконечная, элипсная, здесь нет реверса, и за счет этого Вин Чунь получила много плюсов и возможность превосходить реверсные системы ведения боя.
В итоге в Вин Чунь сформировалось две техники нанесения ударов. Техника таранного удара с бьющими пальцами и техника серийных ударов, которые «забрали» себе «шлепающую» технику. Это две разные техники, которые друг с другом не дружат. И было бы правильным и логичным разделить стиль на два разных, с разными задачами и методами. Но вместо этого произошла определенная деградация, когда постарались две разные технологии смешать в одно целое.
А произошло следующее. Таранный удар заменили тыкающим, тычковым. Я не случайно написал слово «тыкающий», потому что оно лучше передает суть удара. Противника просто стали тыкать кулаком там, где должен быть таранный удар. Тыкающий удар получается более быстрым, в нем можно задействовать «шлепок». Тыкающий удар – это влияние серийных ударов.
Тыкающая технология очень сильно ослабила удары Вин Чунь. Теперь для того, чтобы довести их до боевого уровня, надо тратить годы тренировок. Зато они за счет скорости очень эффектно смотрятся в разных приемах типа блок-удар. На учеников, особенно новичков это производит неизгладимое впечатление, когда ему показывают, как после его блока его удар мгновенно оказывается у мордочки соперника. Победа в глазах начинает просто искриться брызгами шампанского. Кто в такие моменты будет задумываться о силе и реальной эффективности?
И раз уж мы заговорили о подготовке, то на меня всегда производили впечатление ученики Вин Чунь. Особенно щуплые, с тонкими руками, подобно спичкам. И как они старательно водят своими кулачками туда-сюда. Часто с улыбками, с разговорами. А еще нравятся у низ на футболках или майках надписи Вин Чунь с иероглифами. Да их бы отжиматься заставить, подтягиваться, 10 км по пересеченке бегом… А мы им всякие Сао и удары показывают… Так и хочется им на майках написать иероглифами – «Камикадзе». Вин Чунь – это система для физически развитых, а не для задохликов, особенно низкорослых.
Еще одним интересным моментом является методика подготовки «облипающие руки». Бойцы стоят друг напротив друга на расстоянии, когда никто до другого руками не дотягивается. И начинается то, что я называю «игра в ладошки». Идут какие-то блоки, перехваты, каждый пытается руку противника сдвинуть в сторону и нанести свой удар. А зачем??? Ведь никто друг до друга не дотягивается. Есть правда варианты, где бойцы стоят друг другу уже поближе, но могут лишь коснуться друг друга. Так что и зачем мы отрабатываем?
Вообще-то я знаю ответ на этот вопрос. Он относится к внутренней подготовке, и его мы рассмотрим в других статьях. Там достаточно простая вещь, и непонятно, зачем же так долго и мучительно заниматься «облипающими руками», чтобы решить простую задачу.
А что говорит практика? Сейчас в Инете много роликов с участием винчунистов в контактных поединках на спортивной основе. И что мы там видим? Во-первых, полный слом стоек, таранных ударов, «облипающих рук». Вин Чунь просто превращается в одну из форм бокса с вертикальным положением кулака, и то не всегда. От Вин Чунь в технике рук остается способность мешать атакующим рукам противника ща счет своих выставленных рук, которые устремляются на встречу рукам соперника. И второй элемент – налететь как вихрь на противника и просто замесить его серией ударов. Но не винчуневских, а драчно-боксерских, хотя и с вертикальным положением кулака?
Так зачем все эти сложности при изучении техники? Если на практике все примитивно просто? Кстати, еще следует упомянуть важную особенность ударов Вин Чунь. Как надо держать правильно кулак в пространстве? Дело в том, что удар вертикальным кулаком можно наносить тремя ударными костяшками среднего, безымянного, и мизинцы, можно одной – среднего пальца, можно двумя – указательного и среднего. И это три разных удара с разной техникой. Очень часто в школах Вин Чунь этого или не знают или просто не обращают внимание.
А еще вертикально положение кулака открывает сухожилия, суставы и болевые точки на руке для поражения их специальными блоками и ударами.
И вот всякие многочисленные огрехи Вин Чунь решаются очень просто. Они не решаются при помощи технологии Вин Чунь. Берутся хитрые внутренние технологии у-шу в целом и, в частности, Тайцзы цюань, Хсинг-и, 18 столбов Тигра и т.д. И вот мы уже видим как ученики не могут сдвинуть мастера с места, когда он стоит в стойке, или не могут отвести в сторону его руку… Об этом у меня будет отдельная статья. А нам надо понимать, что эти технологии не являются отличительной чертой стиля. Они заимствованы из более фундаментальных систем.
Ну вот мы и подошли к вопросу самообороны. Как будем «самооборонить» на основе Вин Чунь? Для самообороны стиль сложен и на начальных этапах подготовки неэффективен. Скорее опасен для ученика своей ложной эффективностью. Всякие мастерские уровни за десятилетия тренировок я не рассматриваю. Десятилетия тренировок – это не путь самообороны.
Поэтому для самообороны можно взять только три метода. И все три метода являются атакующими.
Первый метод – «молотилка-дробилка». Это серия вертикальных ударов, о которой я писал выше. В эту серию добавляем один таранный удар. Его задача либо остановить атакующего противника, либо отвлечь и парализовать его защиту. А потом «из-под таранного удара» вылетает серия ударов, которая забивает противника. Но есть и изменения. Удары будут наноситься не только исключительно в вертикальной плоскости как это делают в Вин Чунь. Тут придется поиграть плоскостями чтобы усилить эффективность ударов. Чтобы еще увеличить боевую эффективность будем использовать не один удар, а четыре, но однотипных (как сейчас говорят на одном движке) в одной серии.
Второй метод вытекает из логики первого. Противнику достаточно просто поднять руки, либо закрыться руками как в боксе, и наша серия может запутаться в руках соперника и захлебнуться. Вот для этого нам и нужна метода, как убирать руки противника с дороги. Для этого используются зацепы и захваты, а потом убираем его руки в сторону. В эту методику также входят принципы как мгновенно переходить от уборки рук противника с дороги к ударам. И здесь следует понимать, что не надо учить долго и упорно «облипающие руки» Вин Чунь. Достаточно всего лишь нескольких фундаментальных методов, но отрабатывать их надо в близком и жестком контакте.
Третий метод – таранный удар с бьющими пальцами. Только и здесь будут серьезные изменения. Таранный метод не годится. Траекторию удара надо сохранить, а вот качество движения, метод движения должны стать другими. Удар должен стать пронзающим, протыкающим. Он должен проходить сквозь оборону противника как сквозь масло. На его основе создаются варианты «режущих» ударов для поражения шеи и головы. А вот ассортимент «бьющих пальцев» неплохо будет расширен. Очень важно понимать, что этот метод строится на концепции поражения противника с первого, с одного удара.
Четвертый метод – это очень практичный метод Брюса Ли, но мы его рассмотрим в отдельной статье.
Первый тактический прием – соединяем вместе первый и второй метод, и получаем атакующую систему, которая очень похожа на то, что делает Эмин Боздеп. Надо поймать момент, когда противник сформирует у себя Образ атакующего хищника. И как только у него что-то шевельнется, надо мгновенно броситься ему навстречу и атаковать. Если есть уверенность в своих силах, то можно атаковать и первому. Тут по обстоятельствам. Как это все правильно определить – это уже вопрос другой темы.
Второй тактический прием – соединяем вместе второй и третий методы. Так мы получаем тактику ведения боя в ограниченном пространстве, где нет возможности размахнуться для удара и некуда отступать ни себе, ни противнику. Но атаковать надо первым. Противник, конечно, может создать Образ, что он первым начинает. Но Ваш Образ – Вы первым заканчиваете бой.
Ну, вот этими двумя тактическими приемами можно и ограничиться в технике рук по системе Вин Чунь. Для самообороны этого достаточно. Но это не начальный уровень самообороны и не высшая ее ступень. Это ближе к серединке, но со стороны новичка.
Еще раз очень внимательно следует посмотреть на то, что мы не стоим самооборону на основе Вин Чунь. Мы просто берем из Вин Чунь три метода и включаем их в комплекс методов самообороны. И это действительно комплекс, а не винегрет с оливье.
Как это происходит? Проще простого. Противник может находиться на разной дистанции. Техника ударов кулаком от плеча на дальней дистанции хорошо «прописана» в ММА, современном боевом самбо. АРБ и т.п. Техника ударов от плеча на средней дистанции – это всем привычный бокс: английский, французский, тайский, кикбоксинг . А вот ближняя дистанция не «прописана». В тайском боксе пытаются бить локтями, но часто эта техника слишком коротка и не достает до противника. В обычном боксе эффективной системы боя на короткой дистанции тоже нет. Я понимаю, что сейчас поднимется писк и вой, что я написал ересь. Боксеры буду тереть меня на порошок. И это хорошо на самом деле. Боксеры и так достаточно серьезные бойцы, не надо их усиливать. Пусть думают, что в боксе все есть. Сюрприз будет. Но, кто будет думать головой, сообразит, какие требования предъявляются к бою на короткой дистанции. И как раз в боксе нет техники, отвечающей таким требованиям на нормальном уровне.
Так вот, для того, чтобы закрыть близкую дистанцию, метод № 1 на основе Вин Чунь один из лучших, хотя и не единственный. А кроме того, первый метод очень легко и просто интегрируется в технику бокса также, как и наоборот. Причем любого бокса, включая даже тайский бокс. Только мы не рассматриваем спортивные, перчаточные поединки. Хотя не исключено, что и там можно поиграть в Вин Чунь.
Кроме интеграции с боксом первый метод отлично согласуется с Сенегальской борьбой и некоторыми элементами Шоринджи кэмпо.
А еще все три метода самооборонного Вин Чунь отлично можно применять в айки-до.
В общем, тема Вин Чунь не закрыта, мы еще рассмотрим немало вопросов по этому стилю.