Погоня за охватами и трафиком - отличительная черта современных СМИ. Если раньше это достигалось за счет контента, то сейчас все чаще используйте хайп, искусственное раздувание ничтожного повода и эффект социальных сетей.
Журналистам больше не нужны достойные герои. Умение себя вести, чувство собственного достоинства, логическое мышление, ответственность за свои поступки и поведение меркнут перед инфантилизмом и умением делать броские публикации в Инстаграме (или умением найти качественного контент-менеджера для своего аккаунта). Все чаще именно активно пиарящиеся в соцсетях спортсмены становятся объектом спортивной журналистики - боюсь, скоро ее придется писать с префиксом "псевдо-".
Подвиг бизнес-класса
В этом сезоне в сборной по лыжным гонкам появилась молодая, едва достигшая совершеннолетия спортсменка, активно продвигающая себя в Инстаграме. Симпатичная, общительная девушка сразу стала пользовать успехом у сотрудников спортивного телеканала.На одном из этапов Кубка Мира спортсменка показала красивый финишный спурт, принесший российской команде победу в эстафете.
Комментаторы не заметили, что основные соперники выступали не сильнейшими составами. Конечно, некомпетентность подписчиков Инстаграма никого не удивляет. А вот аналогичное восприятие со стороны спортивных журналистов, как минимум, странно.
Вскоре появляется выспренний пост спортсменки о том, что за счет призовых она доплатила за бизнес-класс для 9-часового перелета на Олимпийский игры (то есть из Европы в Китай). В принципе, логичное действие для неопытной девушки, которая понятия не имела, что сборная полетит в полупустом самолете, где даже в экономе можно будет разместиться с комфортом. Да и аргументация была приведена странная: она, мол, не покупает дорогую одежду и прочие вещи, позволяющие быстро потратить деньги.
Вообще-то деньги не новогодний салат и не протухают за два дня, но спишем это на провинциальную наивность. А вот пост известного телеведущего, где он назвал поступок спортсменки "достойным книги рекордов Гиннеса", вызвал, мягко говоря, недоумение аудитории.
В наши дни журналист может себе позволить назвать "рекордом" спортсмена покупку билетов в бизнес-класс!
Поразительное смещение понятий... Но это далеко не все.
Манипуляция слезами
В этом же сезоне другая спортсменка лыжной сборной на Новый Год уехала со сборов, мотивируя это желанием провести время с семьей. Посещала рестораны в то время как другие тренировались.
В итоге на первой олимпийской гонке показала результат ниже плинтуса.
После чего на интервью рыдала, рассказывая, как ей не везет, что у нее все не складывается и т.п.
Журналист спортивного канала сопроводил этот предельный инфантилизм и откровенное давление на жалость слезливым комментарием, что, мол, она же женщина и нуждается в помощи и поддержке.
Выходит, что, по мнению спортивных журналистов в поддержке нуждаются не те, кто хорошо сделал свою работу в спорте, а те, кто ее не сделал, но вовремя пустил слезу и напомнил, что "онажедевочка".
Воля ваша, господа, но это полное днище. Да, это хайп, охваты и трафик, но это полная подмена достойных героев и примеров для подражания манипуляторами.
#лыжный спорт #спорт #телевидение #журналистика #журналисты