Найти тему
Ирина Можаева

Мои любимые актрисы в русской драме

Их две: Александра Негина ("Таланты и поклонники" А.Н. Островского) и Нина Заречная из чеховской "Чайки". В этой пьесе Антона Павловича есть еще актриса - Ирина Николаевна Аркадина. Но эта героиня столь мне антипатична своим животным, первобытным эгоизмом, что говорить о ней не хочется.
У А.Н. Островского в драме "Без вины виноватые" пошла на сцену "девица благородного происхождения" Любовь Ивановна Отрадина, став Еленой Ивановной Кручининой. Но главный сюжет - личная женская катастрофа. Если бы, например, Любовь Ивановна была богата и занималась благотворительной деятельностью, думаю, мало бы что принципиально изменилось.
А вот в пьесе "Таланты и поклонники" суть именно в положении актрисы. Главная героиня - дочь флейтиста "провинциального театра" и "совсем простой женщины". С детства было "не вытащить ее из театра; стоит за кулисами, вся трясется". Сашенька Негина из "поцелованных Богом". Но жить приходится, считая каждый грош. Как говорит она сама, свою бедность чувствует "каждый час, каждую минуту". "Делает сборы большие, так и талант, - считает антрепренер Мигаев. - Гардеробу не имеет хорошего, а талант большой". Сценические костюмы актрисы шили за свой счет! Даже подписанный контракт не означал стабильной работы: Мигаев нарушил данное слово, и отклонившая ради него выгодные предложения Негина, своей игрой заставлявшая зал то замирать в молчании, то оглушительно смеяться, то рыдать от потрясения, оказывается на улице!
Для чего же созданы актрисы, как не для удовольствий публики и отдельных ее представителей? Друг Пушкина Павел Нащокин выкупил у горничной и оправил в серебро огарок свечи, при котором учила роль Варвара Асенкова (1817-1841). Жизнь отпустила лишь 24 года, но память о ее вдохновенной игре жива почти два столетия! Однажды купчик, чье внимание актриса позволила себе проигнорировать, забрал весь первый ряд партера и высадил туда лысых. Началось представление, все взоры обратились к сцене... Шум, хохот. Спектакль сорван.
Другая история уже в другое время. В 1882-м году главная премьерша Александринского театра Мария Гавриловна Савина вышла замуж. Штаб-ротмистр Конногвардейского полка Никита Всеволожский должен был выйти в отставку! Кстати, именно в начале этого года в спектакле "Таланты и поклонники" Савина сыграла Сашеньку Негину, оставшуюся без контракта, потому что посмела отвергнуть предложение богатого Дулебова, который "несмотря на свои лета, до сих пор сохранил всю свежесть чувства".
Но вот явился Великатов - "очень богатый помещик... средних лет": умный, обаятельный, предупредительный. "Кому он не понравится!" - восклицает Негина. Он спасает ее, выкупая бенефис. И его предложение она принимает! Притом, что есть жених Петр Мелузов, который закончил университет и ожидает место учителя. Он молод, умен, честен и любим Александрой. Почему же она совершает предательство? "Я актриса... Если б я и вышла за тебя замуж, я бы скоро бросила тебя и ушла на сцену; хотя за маленькое жалованье, да только б на сцене быть".
Есть еще кое-что. Мелузов требует от нее неустанной внутренней работы: "Ты мне говоришь, что ты чувствовала, говорила и делала; а я тебе говорю, как надо чувствовать, говорить и поступать. Так ты постепенно и улучшаешься и со временем будешь... совсем хорошей женщиной". Но она УЖЕ "хорошая женщина"! А еще она может то, чего никто не умеет: своей игрой потрясать сердца, делая людей совестливее, чище, справедливее. Этого не видит и не ценит в ней Мелузов! Как же ей больно! Столько желающих опустить ее ниже себя, "поставить на место" - и самый близкий человек не понимает, не поддерживает, а словно соглашается: еще не вполне достойная!
Между тем, разных людей она создает из себя, из своей души, тратя ее и сжигая. Оперная певица, великая Елена Образцова рассказывала, как она - Кармен, заколотая Хозе - лежала и думала: ах, ведь я еще молода, и уже умирать... Понадобилось несколько секунд, чтобы понять: она не Кармен! Коппола спросил Шепитько, жив ли Гостюхин - Рыбак из "Восхождения". Лариса удивилась: "Конечно, жив! А почему вы спрашиваете?" - "Актеры, которые ТАК играют, долго не живут". Вот что понимает и ценит в ней Великатов. А лучше всех знал А.Н. Островский. Недаром же дал героине свое имя: Александра Николаевна!
Всему есть своя цена. Для Негиной это отказ от любви и положение содержанки. Но то, что забрал сделанный ею выбор, вернет сцена. Там она будет любить страстно и самозабвенно, там переживет счастье быть с избранником, там будет владеть душами незнакомых ей людей, увлекая их ввысь, прочь от мелочного и пошлого, потому что оплачено все кровью сердца.

Чтобы иметь "жизнь интересную, светлую, полную значения", хочет стать актрисой героиня "Чайки" А.П. Чехова Нина Заречная."За такое счастье, как быть... артисткой, я перенесла бы нелюбовь близких, нужду, разочарование, я жила бы под крышей и ела бы только ржаной хлеб, страдала бы от недовольства собою, от сознания своих несовершенств, но зато бы уж я потребовала славы... настоящей, шумной славы..." Что-то знакомое, не правда ли? "Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно... отец, сестра, жена... я всех их отдам сейчас за минуту славы... за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать..." Для Андрея Болконского очень скоро наступило трагическое отрезвление.
Нина Заречная тоже узнает цену сценического успеха: "Завтра рано утром ехать в Елец в третьем классе... с мужиками... Груба жизнь!" За два года проживет целую судьбу с подлостью, предательством, смертью ребенка, нищетой, с невозможностью даже заплакать! Такова жертва, принесенная на алтарь мечты. "Я уже настоящая актриса, я играю с наслаждением... пьянею на сцене... Я теперь знаю... что... главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а умение терпеть. Умей нести свой крест и веруй". Думаю, это кредо и самого А.П. Чехова: сохранить живой душу, несмотря ни на что. Продолжать любить! Ведь любовь и творчество - свойства Бога, подаренные им человеку. Кто это знает, не может не быть счастливым.