Один красивый человек, царствие ему небесное, был мне, вы бы назвали свекром, однажды вызывающе сказал: - Делом займись уже. Вот детям учитель нужен. Дети – цыгане. Или тебе не в масть? Школа деревенская. Слабо? А я училась и новости читала на каком-то радио. Журналистка, богема. И говорю в тон с тем же вызовом – Мне не в масть? Да я лучший учитель цыганским детям! – Вот и поезжай, поговори – сказал красивый человек, который мне не свёкр – может, возьмут тебя. И я поехала.
В Астрахани есть поселок, называется Свободный, деревня как бы пригородная. И вот там такая немножко резервация. Там цыганам оседлым дали улицу под жилье. Они и живут. И школа есть деревенская. И директор школы прекрасная. Она видела детей этих босых на улице и думала – Вот же, не учатся и не пустят их, наверное, учиться. А потом клич по деревне кинула – Возьму – сказала - детей ваших учить и класс специальный сделаю, только приходите! И они пришли. Разные. От 7 до 15. В 15 учиться - позор практически, потому что замуж/жениться давно пора. И класс был один, но уже второй. Программу первого класса они уже прошли. И вот я. Прихожу. Здрасти, говорю, вот мол, сказали мне, что я нужна вам. - Ой как нужны – директор говорит. Готова я - говорю. Мы подумали как обозвать чем планируем заниматься, а планировали факультативные занятия – чтение, экскурсии, то есть дополнительное образование и окультуривание, вот и назвали – культурология.
– Ну, пойдемте. Вот наши детки, знакомьтесь. Захожу. Класс. За партами детки от 7 до 15. Все красивые. Кудри, смуглые лица, банты, юбки, рубахи в петухах – все как классики рисовали и рассказывали. Я робею. А куратор их, как бы классный руководитель, говорит – Вы не робейте, они хорошие, считают хорошо, читают правда хуже. Это просто популярность навыков, да, им считать уметь важнее. И с моторикой мелкой не очень. Поздоровайтесь, дети. И дети послушно – Здрастиии. Че пришла? Как дела? Ты замужем? И я такая – Ну…. Пришла вот знакомиться, а подробности потом. – Заходи, раз пришла, садись – мальчик мне говорит красоты небесной. Ему 10. Петя. Я прошла и села. Велено было. Очень он был убедителен, я и взрослых мальчиков таких мало встречала.
А язык цыганский я не то чтобы знала, но часто слышала. И там слово есть «гаджо» – как бы чужой. Википедия нам рассказывает, что в цыганской философии это слово обозначает человека, не имеющего романипэ. Таким может быть даже этнический цыган, воспитанный вне рамок цыганской культуры, не имеющий цыганских качеств и не стремящийся принадлежать к цыганскому сообществу. Но всё-таки обычно «гаджо» практически означает «нецыган». Само слово происходит от индийского слова «гавджа» — «деревенский житель».
И я это слово явственно слышу в шепоте детском. То есть, я им - деревенщина. Смешная. Не доверяют, значит. Надо налаживать контакт, думаю, и девочку выбираю самую заметную. На ней платье шелка ацетатного синего, еще не индиго, но уже вырви глаз, оборки стоят как на пиве. И волосы на пробор, с одной стороны в косу заплетены, коса бантом украшена, а с другой распущены и гладко причесаны, продумывала прическу, словом.
- Люба.
- Елена Геннадьевна, говорю, вот ты Люба кем стать хочешь, когда вырастешь?
- Артечкой – Люба говорит
Я как та лошадь дебютантка на арене, замерла и кошу глазом в испуге на куратора - артечкой????- она мне шепотом – артисткой. А! ну конечно! Что за вопрос, очевидно же.
- Артисткой, значит. А что умеешь?
И Люба без паузы, без музыки и лишнего там ла-ла-ла, встает из-за парты и танцует. Ну как танцует, пара ленивых па и кода. Видала? Я с почтением - Дааа. Быть тебе артечкой… Ну что ж, говорю, завтра начнем заниматься.
- Учить будешь? – Петя, который красоты небесной, говорит.
– Буду – сказала я, или они меня будут – подумала.
Через неделю дети взяли меня под опеку. Поводом тому было одно событие и одно ЧП. Я, когда домой вернулась с первого свидания с детьми, говорю семье: детям надо украсить класс, у всех там стенды, доски, а у моих ничего. Семья сказала – надо так надо! И мы смастерили стенд. Большой, с историей цыганского народа, с флагом, картинами и стихами. Приволокли его в класс. Повесили. Дети у него собрались, важно постояли, что-то обсудили, и стало понятно, что уважение ко мне растет – деревенщина, а фишку рубит. Утром следующего дня захожу в класс, а они одну парту к окну подвинули, накрыли ее скатертью, на скатерть вазу водрузили, а в вазу букет цветов бумажных, такие у кладбищ продают обычно.
И вопрос молчаливый в классе – Как тебе? Как наш ответ Чемберлену? Вот, что называется настоящая красота, что б ты понимала. Я руками всплеснула, боги мои, говорю, красота какая! Отлично со стендом смотрится. Да мы знаем, сказали дети.
А ЧП случилось дня через три. Дети в школу ходили нерегулярно, когда других дел нет по хозяйству. А тут зачастили. Думаю, стенд со скатертью свое дело делали. И вдруг мальчика моего консьерж (гардеробщица?) из школы выгнала за то, что он босиком пришел. И дети прибежали с криком – нашего выгнали! а он босиком, потому что по очереди сандалии, их пятеро! То есть, обувь дети в семье по очереди носят, дело было весной не страшно, как бы. И класс наш на первом этаже, как раз напротив входа. Кому дите мое босиком мешало! У меня в ушах от ярости зазвенело. Вылетаю и чуть не за грудки консьержку пожилую и в лицо ей шипением страшным змеи очковой – если еще раз моих детей в школу не пустишь, я все сделаю, чтобы тебя уволили – и ором уже – Понятно!!!??? Разворачиваюсь, а мои в дверях класса застыли, не ожидали стремительности такой, ошалели от порыва. И вот после этого ЧП они совет собрали и решили меня опекать по причине моей малахольности. Пропадет без нас, решили дети.
А потом исчезла Люба...
Продолжение следует.