Оптимистичная научная фантастика, антиутопия или даже научно-фантастическая комедия, - жанр подходит для разных историй. Либо он вам нравится, либо вы его возненавидите за такую разносторонность и неопределённость.
Поклонники научной фантастики печально известны своими жёсткими принципами по отношению к оригинальному материалу и канонам любимых историй.
Всё же существует набор жанровых условностей, о которых должны знать авторы научной фантастики. Итак, давайте взглянем на десятку лучших, самых знаковых научно-фантастических фильмов, чтобы увидеть, как жанр развивался на протяжении многих лет.
Благодаря этому мы узнаем немного больше о том, что делает историю культовой или напрочь губит научно-фантастический фильм!
Как всегда, готовьтесь к спойлерам, большим и маленьким. Если не хотите испортить интригу в фильмах из списка - сначала посмотрите их, а затем читайте статью.
Бегущий по лезвию // Blade Runner
Начнём с футуристического Лос-Анджелеса! Лучшего места не найти. "Бегущий по лезвию" известен своей задумчивой, атмосферной музыкой и столь же задумчивым нуар-героем, сыгранным Харрисоном Фордом. Но что нужно понять авторам из этого фильма, так это то, что в каждом научно-фантастическом фильме должен быть задан вопрос, на который мы вместе с героями ищем ответ.
Если вы не ставите перед вашими зрителем вопросы и не высказываете мнения о человечестве — и о том, что представляют собой такие вещи, как разум и эмоции, — тогда вы не пишете научную фантастику. Ваша история должна побуждать к вопросам и поощрять различные точки зрения.
Возьмём, к примеру, сцену в "Бегущем по лезвию", где Рейчел задаёт Декарду один из самых важных вопросов во всём фильме: "Вы когда-нибудь убивали человека по ошибке?"* Этот единственный вопрос становится движущей силой всего повествования.
Have you ever retired a human by mistake? - ориг., retired - в мире "Бегущего по лезвию" значит "устранять/отключать/убивать".
Вечное сияние чистого разума // Eternal Sunshine of the Spotless Mind
Не ожидали, что такая романтичная история может квалифицироваться как научно-фантастическая? Что ж, сюрприз! "Вечное сияние чистого разума" воплощает в себе всё, что нужно научно-фантастическому фильму для успеха. А именно, он использует вымышленный элемент через конструкцию: "что, если?", которому мы всецело верим.
Что, если бы вы могли стереть все воспоминания о человеке, которого вы хотите забыть?
Так звучит замысел фильма, и именно по этой причине, психологическая драма разыгрывается как настоящий шедевр научной фантастики: вместо инопланетян и космических кораблей - просто люди, которые обычным образом справляются с чрезвычайными обстоятельствами.
Кто-то сражается, кто-то забывает, а кто-то делает другой выбор, но достоверность концепции - это то, что отличает фэнтези от научной фантастики. Если мир и конфликт достоверны, вы, вероятно, ближе к научной фантастике.
Простите за беспокойство // Sorry to Bother You
Многие элементы в "Простите за беспокойство" разыгрываются так, как вы ожидаете от научной фантастики: здесь замешана какая-то безумная наука, потому что как ещё вы могли бы получить equisapiens (полуконя-получеловека)?
Также присутствует элемент достоверности: современный, жестокий корпоративный бизнес создаёт прочную связь с реалиями сегодняшнего дня.
Однако большая часть истории в "Простите за беспокойство" связана с сюрреализмом, и именно здесь границы начинают размываться.
В сюжете мы видим: намёки на сегодняшний день и на прошлое, и мы наблюдаем за своего рода альтернативной реальностью; но всё это пропитано мрачной комедией и ощущением странности.
Урок здесь такой: научная фантастика тоже может быть странной. И под странным я подразумеваю, что это может быть максимально странным.
Близкие контакты третьей степени // Close Encounters of the Third Kind
Многие представители жанра являются антиутопиями, но научно-фантастический фильм определённо может вселить в зрителя надежду и удивление, и это в значительной степени относится к "Близким контактам".
Эта история про то, что происходит, когда в реальную жизнь врывается мир немыслимого: семейный человек контактирует с внеземными существами. С помощью сообщений, переданных через подсознание, Рой Нери находит путь к месту посадки настоящего НЛО.
Хотя всё, возможно, обернулось не так, как ожидал зритель, для них оставлена огромная масса возможностей, поскольку мы видим, как Рой входит в космический корабль пришельцев в качестве одного из тех, кого выбрали для встречи — и эта перспектива не пугающая, а захватывающая.
Некоторые привыкли к научной фантастике, которая может привести в уныние, но это один из фильмов, в котором инопланетный визит не означает неминуемой гибели. Выкуси, "День независимости"!
Марсианин // The Martian
Следующий урок в некоторых случаях трудно заметить, потому что научная фантастика часто охватывает совсем другой мир: будущее, альтернативную реальность или даже совершенно другую планету, такую как Марс.
Урок, преподанный нам "Марсианином", относительно важен для создания научно-фантастической истории в любом месте, в любом мире, для любой аудитории. Он состоит в том, что научно-фантастические истории - это глубоко личные рассказы.
В то время как приключенческие истории, боевики и фильмы о супергероях, и да, даже фэнтези, часто приводят к конфликтам, с которыми сталкивается группа (или просто основной конфликт, без личного конфликта вообще), научно-фантастические фильмы о личности.
Конечно, они могут вести хронику нескольких людей, как это делают многие, но личная борьба, возникающая в чрезвычайных обстоятельствах, очень похожа на наши переживания и проблемы.
Наблюдение за тем, как человек справляется с межпланетной изоляцией, используя только свой ум и ограниченное ресурсов, заставляет зрителя думать о нём как о реальном человеке, и это то, в чём преуспевает "Марсианин".
2001 год: Космическая одиссея // 2001: A Space Odyssey
Нет никаких причин, по которым ваша научная фантастика не может быть впечатляющей. Посмотрите на шедевр Кубрика "2001 год: Космическая одиссея", где всё не только впечатляет размахом, но и показано правдоподобно.
Детализация и экзистенциальные темы делают фильм классикой для поклонников жесткой научной фантастики. Грандиозная оригинальная музыка, амбициозное новаторство в кинокартинке и многое другое, делает "Космическую одиссею" предметом гордости Голливуда.
Это учит нас двум моментам: во-первых, реалистичный показ науки только делает научную фантастику круче, потому что это практически неисчерпаемый источник вдохновения;
Во-вторых, научная фантастика может радовать зрителей не только картинкой, но и быть продуманным художественным произведением с множеством актуальных тем.
Люди в чёрном // Men in Black
Если мы чему-то и научились у "Людей в чёрном", так это тому, что научная фантастика не всегда серьёзна. В этом своё очарование, и оно может понравиться всем.
Всё ещё поднимая актуальные вопросы, используя невероятные повороты и даже вводя сюрреалистические или фантастические элементы, - вы можете создать что-то, что не является сложной научной фантастикой, и всё же сделать истории, которые заставляют задуматься.
Есть ещё кое-что, что следует помнить о научной фантастике из подобных фильмов: научная фантастика открывает множество возможностей для сюжета и позволяет создать развлекательную историю.
От бестактности разговоров на чужих языках до высокомерных шуток о бюрократии космических путешествий, до фарсового юмора или каламбуров, касающихся анатомии инопланетян. Можно найти много всего, а затем использовать как для развлечения, так и для забавных моментов.
Дюна (2021) // Dune
"Дюна" - это не просто научная фантастика. Я мог бы поспорить о многом, например, о том факте, что акцент истории на экологическом конфликте и элементах политического триллера делает её очень ориентированной на зрителя, или о том факте, что описания космических путешествий и футуристической империи соответствуют тому, чем регулярно славится научная фантастика. Это потому, что Фрэнк Герберт - дедушка межзвёздной научной фантастики.
Но вдобавок ко всему, "Дюна" - это ещё и фантастический фильм. Это не похоже на "Звёздные войны", которые все являются приключенческими фильмами (и вовсе не научной фантастикой, несмотря на то, что вы можете подумать или услышать от других).
Вместо этого верность Дени Вильнёва роману показывает зрителям, что некоторые фильмы могут быть одновременно научной фантастикой и фэнтези, исследующими человеческие конфликты в необычных мирах, но так же, и рождая множество уникальных конфликтов. О, и ещё это просто великолепный фильм.
Дитя человеческое // Children of Men
В научной фантастике часто встречается приписка "после". "После", или то, как обстоят дела после того, как огромное событие изменило мир, создаёт чёткое разделение между днём сегодняшним и днём, когда происходит история.
"После" в фильме "Дитя человеческое" — это мир, где ни у кого нет детей - полное бесплодие человеческого вида. Надвигающаяся гибель цивилизации после многих лет прекращения рождаемости ставит вопрос: как будет выглядеть такое общество? Оказывается, это чертовски плохо.
Наступает хаос, поскольку большинству людей не нравится идея массового вымирания, но в то время как все беспокоятся о последствиях ситуации, в которой они находятся, всё же кто-то пытается найти в конце тёмного туннеля свет.
Тем не менее, в то время как некоторые научно-фантастические истории подчеркивают надежду и веру в лучшее, жанр также может показать, насколько плохими могут быть в конструкции "что, если?".
Моя Зои // My Zoe
Если вы уже знакомы с работами Жюли Дельпи, то вы знаете, что она не останавливается на одном жанре. В роли режиссёра, она впечатляюще проявила себя в научной фантастике, создав драму, которая почти обыденна в своей подаче материала: а именно, она рассматривает акт клонирования человека как нечто весьма реальное.
Нам показывают мир ближайшего будущего, который кажется слишком похожим на сегодня. "Моя Зои" делает так, чтобы каждое событие, от смерти до возрождения, кажется, что может случиться с вами.
Глубоко личные события жизни отражены в этом фильме так, как, кажется, свойственно только драме, но конфликт, лежащий в основе второй половины истории, действительно вызывает вопрос: как бы поступили вы? Это человеческая история рассказанная через призму футуристического элемента. И вот почему это великая научная фантастика.
Вывод
Трудно определить рамки жанра. Но дело в том, что мы так привыкли к смешению жанров, что на самом деле не имеет значения, является ли что-то "чистой" научной фантастикой или нет.
Важно то, задаёте ли вы вопросы, рассказываете ли человеческие истории и создаёте ли ощущение чуда или надвигающейся гибели (или и того, и другого).
Используйте науку в качестве источника вдохновения, и независимо от того, является ли ваша история обыденной или фантастической, вы будете рассказывать историю, которая заставляет людей включать своё воображение. Вот что делает хорошая научная фантастика прежде всего.
by David Young
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.