Найти в Дзене
Совет да любовь

«ЩИТ И МЕЧ». Кто стал прототипом главного героя? Как нашли Олега Янковского? Почему Станиславу Любшину запрещали улыбаться

Кадр из фильма "Щит и меч"
Кадр из фильма "Щит и меч"

1966-ой год. Весь Советский Союз готовился отметить большой праздник – 50-летие Великой Октябрьской революции. На заводах и фабриках шли социалистические соревнования, в колхозах собирали рекордный урожай зерна. Не оставались в стороне и работники киноиндустрии. Все, что в эти годы ни создавалось, так или иначе было связано с грядущей годовщиной.

Но не только к Великому Октябрю готовились в СССР. В 1967-м году надвигалась еще одна славная дата - 50-летие КГБ. Первый народный комитет внутренних дел создали 20 декабря 1917 года. Этот праздник тоже был "заказан" кинематографистам.

По прямому указанию сверху в Госкино разрабатывался производственный план. К юбилею нужно было снять фильм по какому-нибудь выдающемся сценарию. Чиновники перебирали десятки заявок но все они не подходили – нужно было что-то масштабное, какой-нибудь роман… И тут редакторы вспомнили о книге Вадима Кожевникова «Щит и меч» - она вышла совсем недавно и пользовалась большим успехом, а потому идею экранизации добрили быстро.

Но как успеть к важной дате, если до юбилея всего год?! Надо ведь написать сценарий, найти актёров, выбрать натуру, снять и смонтировать четырехсерийный фильм! Кто мог выполнить эту задачу и при этом работать в невероятно сжатые сроки? В тогдашнем кино это мог только один человек - Владимир Басов. Так быстро, как он, не снимал никто.

Как вспоминала жена режиссера, актриса Валентина Титова, когда Басов приступал к съемкам, у него уже был в голове монтажный ряд. Он решал все мгновенно. Еще до слова "мотор" он в уме закончил картину.

Владимир Басов в 60-е гг.
Владимир Басов в 60-е гг.

Сценарии к своим фильмам Басов тоже писал сам. На этот раз - вместе с писателем Вадимом Кожевниковым, автором романа "Щит и меч". Идея этого произведения возникла не случайно. Во всем мире тогда зачитывались книгами о Джеймсе Бонде. «А мы чем хуже?!», - подумал писатель Вадим Кожевников. Он был уверен: советский разведчик может утереть нос любому агенту Её Величества, да и не только ему.

Сюжет книги автор взял из реальной жизни. В то время все обсуждали сенсационную новость о первом обмене разведчиками между ЦРУ и КГБ. На мосту в Восточном Берлине ЦРУ выдало СССР разоблаченного Рудольфа Абеля, а КГБ взамен отдали летчика-шпиона Френсиса Пауэрса, сбитого 1 мая 1960 года в районе Свердловска.

Кожевников решил сделать Рудольфа Абеля героем своего романа. Точнее, прототипом. Он обратился в КГБ, чтобы ему – как писателю – помогли с консультациями. В комитете не возражали. И, когда были написаны несколько глав, Вадиму Михайловичу устроили встречу с Абелем, но её итог разочаровал Кожевникова.

Советский разведчик Рудольф Абель
Советский разведчик Рудольф Абель

Абелю не понравилась концепция романа. Он прочитал несколько глав и обратил внимание, что стиль книги слишком заидеологизирован. Кожевников писал так, как надо. Иначе цензура не пропустила бы роман. А Абелю, как выдающемуся разведчику и как человеку, долго прожившему за границей, хотелось, чтобы прозвучала настоящая правда. Он сразу понял, что его биография будет напоминать героическую сказку, не имеющую никакого отношения к реальной работе разведки.

После отказа Абеля Кожевников решил писать не о современной разведке, а перенести действие романа во времена Второй мировой войны. Тем более что в КГБ его познакомили с другим легендарным разведчиком – Александром Святогоровым, который действовал в немецком тылу и провел целый ряд блестящих операций.

Когда Кожевников ознакомился с биографией Александра Святогорова, он так воодушевился, что с азартом принялся за работу. Наталья Кожевникова, дочь писателя, вспоминает, с каким азартом отец взялся за работу.

"Он практически не выходил из кабинета. Выманить его пообедать было большой проблемой. Если он выходил, то мы сразу запирали дверь. Он мог посредине еды вскочить и бежать записывать мысль. Рвал на себя дверь, но она ведь закрыта. Так мы его кормили".

Советский писатель Вадим Кожевников
Советский писатель Вадим Кожевников

За очень короткое время Кожевников написал другой роман. Позже он был благодарен Абелю, что тот своим отказом натолкнул его на идею романа о военных разведчиках. Те, кто работали за линей фронта, в диверсионных школах и так далее.

Роман имел грандиозный успех – весь тираж мгновенно смели с полок. Но вот как из интересного романа сделать хороший фильм? В годы СССР экранизировалось много литературных произведений, поэтому в структуре "Мосфильма" был специальный отдел – Творческое объединение писателей и киноработников. Концепция была следующая. Поскольку кинематограф все-таки опирается на литературную основу, то лучше создать объединение, где сотрудничать с кинематографистами будут лучшие писатели, которыми располагал Союз писателей. То есть были приглашены туда реально очень сильные режиссеры и очень сильные писатели, такие, как Бакланов, Бондарев, в качестве редактора там был главный редактор журнала «Вопросы литературы» Лазарь Лазарев. С редакцией сотрудничал Солженицын, пока еще ему можно было сотрудничать.

В недрах этого объединения и началась переработка романа Кожевникова в сценарий художественного фильма. Отвечал за этот процесс литературный редактор. На картине «Щит и меч» эту должность доверили Нине Скуйбиной – будущей жене Эльдара Рязанова.

Нина Скуйбина - редактор фильма "Щит и меч" с мужем Эльдаром Рязановым
Нина Скуйбина - редактор фильма "Щит и меч" с мужем Эльдаром Рязановым

Совместными усилиями редактора, режиссёра и писателя почти всю книгу удалось уложить в сценарий. Правда, к великому огорчению Вадима Кожевникова существенные изменения в историю всё же пришлось внести. В сценарий не вошли сцены с Гитлером, описание Гитлера, действия с другими функционерами фашисткой верхушки. И, что особенно удручало писателя, сильно увеличена роль, которую играла Валентина Титова - тогдашняя жена режиссера.

Кто будет исполнять роль главной лирической героини, было ясно с самого начала. Владимир Басов всегда снимал в картинах своих жён. Он настолько любил профессию, что знакомился и влюблялся только в актрис. Причем, в самых красивых. А они, как ни странно, в него. Басов умел быть обворожительным. Уже через минуту женщины переставали замечать и длинный нос, и лошадиные зубы, и торчащие уши, а видели только изумительные, сверкающие глаза и обаятельную улыбку. Мужская харизма режиссёра сражала их наповал.

Первой женой Владимира Басова стала обаятельная блондинка Роза Макагонова. Этот брак продержался несколько лет. А распался, когда до супруги стали доходить слухи о романе режиссёра с молодой актрисой – Натальей Фатеевой. На ней Басов женился второй раз, но опять ненадолго…

Басов встретил молодую актрису Валентину Титову и влюбился насмерть.

Валентина Титова в фильме "Щит и меч"
Валентина Титова в фильме "Щит и меч"

Ситуация, когда муж – режиссёр, а жена – актриса, – не редкость в мире кино. Григорий Александров и Любовь Орлова. Иван Пырьев и Марина Ладынина. Даже Леонид Гайдай всегда оставлял небольшую роль Нине Гребешковой. Официально руководство студий не приветствовало супружеские дуэты, но неофициально – закрывало на них глаза.

Был даже период, когда режиссерам запрещали снимать своих жен. Подводили под советское правило, что это семейственность, но запрет не прижился.

Как редакторы фильма нашли Олега Янковского для роли племянника-фашиста? Кто еще мог сыграть главную роль кроме Станислава Любшина? Как проходили съемки фильма в Берлине? И почему Владимир Басов убил сам себя? Читайте во второй части