Первый этап знакомства с ЛЕТО прошел. Дети уже имеют определенное представление о конструкторе: познакомились с ЛЕГО-деталями, научились их скреплять, интерес к игре постепенно возрастает. Но проведение спонтанных игр пока не позволило детям, даже нормально развивающимся, понять диапазон возможности ЛЕГО-элементов.
Это проявляется в следующем:
– у умственно отсталых детей в большей степени и в меньшей – у детей с речевой патологией преобладают примитивные ознакомительные действия с деталями (они берут в рот, долго бесцельно крутят в руках и т. д.);
– сохранились трудности в скреплении (особенно у детей с речевой патологией и умственно отсталых). У детей возникали трудности в обхватывании и удерживании деталей, не был сформирован навык работы ведущей рукой, двумя руками, часто действия рук были не скоординированы; многие пытались силой вдавить детали, вместо того чтобы найти правильное положение для скрепления, или прибегали к грубым вариантам скреплений: ударом кулака, ладони и т. д.;
– даже нормально развивающиеся дошкольники не смогли самостоятельно увидеть все варианты скрепления ЛЕГОэлементов и овладеть ими;
– дети не смогли досконально разобраться во всех формах ЛЕГО-элементов, не знали, как многие из них называются;
– речевая активность детей была довольно низкой как по объяснению планирования и выполнения постройки, так и в процессе игры с ней;
– у многих детей понятие прочности и устойчивости постройки были не сформированы;
– предложение зарисовать постройку вызывало не только трудности, но и полное непонимание задания детьми. Сюжет постройки часто не совпадал с сюжетом рисунка; создавая рисунок, дети не использовали палитру ЛЕГО-элементов; многие, несмотря на яркость деталей конструктора, рисовали темными цветами (черным, коричневым) или использовали в рисунке только один цвет, например красный.
Этими трудностями и вызвана необходимость пропедевтического периода, в процессе которого педагог и дети совместно устанавливают игровые правила работы с ЛЕГО.
Он предполагает под руководством педагога подробное изучение ЛЕГО-деталей и их возможностей при активизации речевой функции, эмоционально-волевой сферы, перцептивных и мыслительных процессов детей. Цель цикла из 8 занятий – подробное знакомство с цветом, формой, возможными и невозможными способами скреплений, составление ЛЕГО-словаря.
Но в процессе этих занятий решаются и другие задачи:
– научить детей спокойно воспринимать яркие ЛЕГО-элементы, сформировать навыки управления поведением, т. е. выработать умение не отвлекаться на них в период объяснения задания, выслушивать до конца инструкцию и только после этого приступать к ее выполнению;
– сформировать у детей навык свободной ориентации в ЛЕГО-элементах, которые находятся на столах (на ковре) или в коробке. Педагог может предложить на этом этапе игры: «Найди такую же деталь», «Угадай, где такая деталь» и т. д. Дети должны научиться легко находить заданные детали, уметь их называть, различать по цвету и форме, овладеть навыками классификации;
– научить детей брать ЛЕГО-элементы щепотью, удерживать их и соединять между собой разными способами, скреплять друг с другом ЛЕГО-кирпичики 2x2, 2x4, 2x6, 2x8; ЛЕГО-формочки, ЛЕГО-кирпичики с ЛЕГО-формочками в различных комбинациях. Педагог выполняет задания вместе с детьми и старается, чтобы они показывали сами варианты скреплений, побуждает их к размышлениям и действиям вопросами: «А как ты думаешь, можно ли соединить по-другому? Как еще можно прикрепить? Что еще можно прикрепить?» и т. д.;