Шестое июля. СССР, 1968. Режиссер Юлий Карасик. Сценарист Михаил Шатров (по собственной пьесе). Актеры: Юрий Каюров, Алла Демидова, Владимир Татосов, Василий Лановой, Владимир Самойлов, Армен Джигарханян, Николай Волков, Вячеслав Шалевич, Леонид Марков, Юрий Назаров, Александр Январёв, Сергей Десницкий, Зиновий Высоковский, Александр Ширвиндт и др. 33,2 миллионов за первый год демонстрации.
Режиссер Юлий Карасик за свою карьеру поставил всего десять полнометражных фильмов.
На финальной стадии последних проблесков оттепели 1960-х политическая драма Михаила Шатрова (1932-2010) и Юлия Карасика (1923-2005) «Шестое июля» собрала в кинозалах ни много, ни мало – 33 миллиона зрителей.
"Оттепельно" настроенные кинокритики горячо поддержали эту ленту, где создавался "гуманистический образ" Ленина-интеллектуала, готового в решающий час взять в руки оружие...
В год выхода «Шестого июля» на экраны СССР многие кинокритики старались вписать его в «правильный» идеологический контекст:
«Высокой оценки заслуживает актерская работа Ю. Каюрова над образом Ленина. Продолжая лучшие традиции исполнения этой роли, артист находит и свои, новые краски для углубленной характеристики образа великого вождя революции в один из самых острых моментов его борьбы за упрочение Октябрьской победы» (Грошев и др., 1969: 473). Грошев А. и др. Краткая история советского кино. М.: Искусство, 1969. 616 с.
В похожем ключе писал об этом фильме и киновед Семен Фрейлих (1920-2005): «Шестое июля» – новый крупный шаг в развитии ленинской темы" (Фрейлих, 1969: с.63). Фрейлих С. Один день революции // Экран 1968-1969. М.: Искусство, 1969. С.60-63.
Фильм "Шестое июля" был официально выдвинут на самую престижную в СССР Ленинскую премию.
Но резко критическая статья в журнале "Огонек" зав. кафедрой истории КПСС МГУ, профессора Н.В. Савинченко и доцента МГУ
А.И. Широкова «О фильме «Шестое июля» (Савинченко, Широков, 1970: 25) поставила окончательную точку в споре «шестидесятников» и «официоза», перечеркнув надежды авторов фильма получить Ленинскую премию.
«Мы убеждены, – писали авторы этой статьи, – что фильм «Шестое июля» не служит воспитанию зрителей. «Историческое событие – разгром мятежа левых эсеров – показано в кривом зеркале. Историческая правда не на стороне авторов фильма. ... в пьесе и фильме нарушена историческая правда: главное внимание сосредоточено не на деятельности В.И. Ленина, ЦК партии большевиков, возглавивших разгром левоэсеровского контрреволюционного мятежа, а на лидере «левых» эсеров Спиридоновой и ее окружении. Считаем, что фильм «Шестое июля» Ленинской премии не заслуживает, не заслуживает потому, что далек от правдивого художественного воплощения в киноискусстве такого события, как разгром Советской властью контрреволюционного мятежа «левых» эсеров в 1918 году в Москве» (Савинченко, Широков, 1970: 25). Савинченко Н.В., Широков А.И. О фильме «Шестое июля» // Огонек. 1970. № 13. С.25.
В итоге фильм "Шестое июля" никакой Ленинской премии не получил, но драматург и сценарист Михаил Шатров не прекратил свои попытки развивать ленинскую тему в духе "социализма с человеческим лицом"...
Киновед Александр Федоров, 2020-2022